Шевчук Светлана Феликсовна
, воспитатель
ГБДОУ детский сад №60 комбинированного вида Фрунзенского
района Санкт-Петербурга «Гнездышко»
Реализация творческого проекта «Театр » в
подготовительной группе детского сада. Из опыта работы педагога.
Выбор темы данного проекта обусловлен следующими
причинами:
·
В современном
обществе преобладают рыночные отношения,
в большей степени это сказывается на
материальной составляющей жизни, все продается и покупается, снижается уровень
духовного развития. Родители заняты зарабатыванием денег, а дети не редко предоставлены
сами себе. Не многие родители посещают с детьми театры, можно сказать единицы во
многих семьях отсутствует практика семейного чтения, вследствие чего
дошкольники имеют слабые представления о театральном, литературном искусстве;
·
эмоциональная сфера дошкольников развита недостаточно. Многие
дети чаще склонны проявлять негативные эмоции и агрессию в силу того , что воспитываются не на русских
сказках, детских спектаклях и фильмах, которые закладывают основу
нравственности человека и помогают узнать
традиции и культуру страны, а на зарубежных мультфильмах, которые
подменивают образ , (скромность , застенчивость – в русских сказках на
вульгарность и открытую сексуальность в зарубежных мультиках ) , персонажи зарубежных мультфильмов имеют страшный вид ; а так же компьютерные игры в которых дети
могут убивать одним движением пальца , в этом случае ребенок путает виртуальный
и реальный мир и может причинить боль
кому-нибудь .
·
речь детей недостаточно выразительна. Так как , дома мало
времени уделяется общению с детьми , можно отметить что у детей низкий
словарный запас , многие из них даже не
могут описать свое эмоциональное
состояние .
Название проекта:
«В мире театра»
Тип проекта:
творческий
Вид проекта:
групповой
Продолжительность:
краткосрочный (2 недели с 13 по 27
марта)
Возраст
детей
:
6-7 лет
Участники:
дети, родители, воспитатели, специалисты
Развивающая
среда:
создать условия для приобщения к
литературному, театральному искусству, для развития творческих способностей
детей.
Цель:
Способствовать формированию творческой личности ребенка.
Задачи:
Для детей:
·
Воспитывать любовь к литературному, театральному
искусству;
·
Обеспечить познавательно-речевое развитие;
·
Повысить уровень социализации, формировать правильную
модель поведения в обществе;
·
Способствовать повышению общей культуры ребенка,
раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию нравственных качеств,
творческой направленности личности.
Для родителей
:
·
Повысить компетентность родителей в вопросах
воспитания ребенка;
·
Создать единое образовательное пространство через совместную
деятельность педагогов, родителей и ребенка.
Совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями
Образовательная область
|
В
иды
д
еятельности
с детьми
|
Физическое
развитие
|
Народные подвижные игры: «Лиска-лиса», «Заинька» и др.;
Игровые упражнения на развитие
выразительности жестов из серии «Речь с движением», «Расскажи стихи руками».
|
Социально-
коммуникативное развитие
|
Этюды на выражение основных эмоций, на передачу характера героев с помощью выразительной интонации (на
материале стихотворений, потешек, прибауток и т.д.);
Этюды на выражение чувств героев посредством мимики, жестов, движений (на
материале стихотворений);
Дидактические игры на ориентировку в пространстве «Найди по схеме клад
(волшебный предмет)», «Помоги герою добраться до своего домика» (с
использованием макета-сюжета сказки) и др.;
Беседы о правилах безопасности:
дома – на примере «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом»; на улице – «Путаница»,
«Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Буратино» и др.;
Беседы о труде с использованием сказок
«Морозко», «Кукушка» и др.;
|
Познавательно
е развитие
|
Беседы: «Театральные профессии», «Театры нашего города», «Как готовится
спектакль» и др.;
Составление творческих рассказов «Как
я ходил в театр», «Наш семейный театр»;
Рассматривание репродукций картин по
сказкам, рассказывание сказок;
Проведение викторин по сказкам;
Чтение сказок, сказочных историй;
Игры с мячом: «Закончи словосочетание,
например, «мышка-…», «Назови всех героев сказки по порядку», «Какой бывает
лиса в сказках?», «Назови волшебные предметы», «Доскажи словечко»;
Конструирование сцен любимых сказок с последующим обыгрыванием.
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Музыкально
-
дидактические игры;
Этюды на передачу настроения,
характера музыки пластикой тела;
Слушание отрывков классической музыки и детских песен из мультфильмов,
музыкальных сказок;
Изготовление персонажей сказок из
бумаги, природного, бросового материала.
Лепка отдельных героев произведения с последующим объединением их в
сюжетную композицию по сказке;
создание целостных сказочных
сюжетов;
Рисование любимых персонажей произведения, сюжетов для оформления книжек;
Создание аппликаций, коллажей по мотивам сказок и др.
Создание афиш к спектаклям, пригласительных билетов, элементов костюмов и
декораций;
Иллюстраций к книгам «Мои любимые сказки»;
Придумывание рассказов «Сказочные истории»;
Коллективных работ с изображениями различных предметов, людей, животных,
сказочных атрибутов и т.д. для многократного использования их в совместной
деятельности по развитию речевого творчества;
|
Речевое развитие
|
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсоводы», «Поездка в театр», «Театр», игровые
упражнения «Правила поведения в театре» и др.;
Театрализованные игры с использованием разных видов театра;
Игровые упражнения на формирование выразительности речи (на материале
стихотворений, отрывков, диалогов сказок и др.);
Игровые упражнения для выработки правильного звукопроизношения, четкой
дикции (на материале скороговорок, чистоговорок);
Игровые упражнения на развитие речевого творчества: «Придумай другой
конец к сказке», «Сочини загадку про сказочного героя»;
|
В реализации проекта нам помогали
специалисты:
Музыкальный руководитель
развивает творческие способности детей в игровых упражнениях, этюдах, в
музыкальных играх, слушание классической музыки, детских песенях, развитие
танцевальных движений, певческих навыков, постановка спектакля;
·
Инструктор по физической культуре: формирует двигательные
образы героев во время подвижных игр, совместной деятельности, связанной общим
сюжетом по сказкам.
Совместная деятельность родителей с детьми:
·
Семейные посещения театров нашего
города и просмотр детских спектаклей;
·
Оформление фотоальбомов,
фотовыставок на тему «Наша семья в театре», «Театральный Петербург» и др.;
·
Оформление альбомов детских рисунков
по впечатлениям от посещения театров, увиденных спектаклей;
·
Изготовление макетов театральных
сцен для режиссерских игр детей;
·
Изготовление театральных кукол, костюмов
для детских спектаклей;
·
Лепка, аппликация по сюжетам любимых
сказок;
·
Изготовление поделок из различных
материалов.
·
Выставка работ совместного
творчества педагога, детей и их родителей,
которые
демонстрируют бесконечную фантазию, оригинальные творческие решения в выборе материалов
для работы, построении композиции, создании образов героев
Подготовка драматизации или
инсценировки сказки;
Список источников:
1.
Антипина Е.А. Театрализованная
деятельность в детском саду. – М., 2003.
2.
Белобрыкина О.А. Волшебный мир
домашнего театра. – М., 1999.
3.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная
деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.,
2008.
4.
Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников
ДОУ. /Авт.-сост.: Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – 5-е
изд. исп. и доп. – М., 2010.
5.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный
театр // Дошкольное воспитание. – 1997 – №
6, 10, 12; 1998 – №2.
6.
Сорокина Н.Ф. Театрализованная деятельность
// Дошкольное воспитание. – 2002 – №
7-12; 2003 – №1-4.
7.
Урмина И.А., Данилина Т.А.
Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-метод. обеспечение: пособие для
руков. и админ. работников. – М., 2009.
Чистякова М.И.
Психогимнастика. – М., 1990.