Коллективная работа учащихся и
адаптивная система обучения.
Адаптивная система обучения позволяет учителю проводить
работу индивидуально. Учитель применяет эту систему при работе с отдельными
учениками, которые нуждаются в дополнительной помощи педагога. Он применяет
различные методы коллективной работы с учащимися. Учитель организовывает
процесс обучения в соответствии с современными требованиями - это непростая
задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.
Л.С.Выгодский (известный
психолог) писал: «В сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в
самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных
трудностей, разрешаемых им. Центральный для всей психологии обучения момент
есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную
степень, возможность перехода от того, что ребёнок умеет, к тому, что он не
умеет».
Данную адаптивную систему
обучения отличают такие качества как:
** гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям
учащихся);
**умение учителя максимально
использовать потенциал возможности каждого ученика.
Я хорошо помню слова знаменитого
педагога и писателя В.А. Сухомлинского: «В наших школах не должно быть
несчастливых детей, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не
способны...»
В процессе подготовки и
проведения каждого урока учащимся предоставляется возможность проявить свои
способности, и в то же время становится очевидной значимость, результативность
коллективной работы. В ходе работы в группах моделируются ситуации производства
и человеческих отношений, решаются актуальные проблемы, защищаются идеи и
взгляды. Учащийся, может быть, не сумеет освоить систему научных знаний, но у
него повышается мотивация обучения, процесс усвоения знаний становится
желанным. Большой интересный дополнительный материал, успешно используемый на
уроках, позволяет вносить разнообразие в содержание и организацию учебной деятельности.
Основная цель нашего Центра
Образования №133 - создать систему обучения, которая обеспечить развитие
каждого ученика соответственно его способностям, интересам и возможностям.
Центр образования - это адаптивная школа, в которой должно быть место каждому
ученику, независимо от его индивидуальных, психофизиологических особенностей,
способностей и наклонностей. В такой школе учебный процесс способствует
облегчить обучение учащихся, максимально снизить их напряжение, устранить
конфликтность, сохраняя личностные качества ученика и педагога. Организационный
момент урока позволяет увеличить время самостоятельной работы. Здесь учащиеся
работают в двух режимах: индивидуально и самостоятельно под руководством
учителя. Учитель руководит самостоятельной работой, осуществляет контроль. По
необходимости работает индивидуально, отвлекая ученика от самостоятельной
работы по очереди. Следовательно, адаптивная система обучения - это обучение с
помощью приёмов самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приёмов
исследовательской деятельности учащихся, умение получать знания, обобщать и
делать выводы. Это то, что учащиеся должны научиться в школе. Главным
достоинством является полная занятость всех учащихся. Основная задача учителя -
это перевод как можно больше заданий на взаимоконтроль и самоконтроль, что
способствует развитию творчества самих учащихся, которые могут готовить особые
задания и их решения, чтобы приурочивать к каждому материалу обратной связи.
Педагогический процесс
осуществляется на единстве обучения и воспитания. Ожидаемые цели, которые я
ставила перед собой во время перехода к адаптивной системе обучения, почти
достигнуты, а именно:
** умение учителя максимально использовать потенциал
возможности каждого ученика;
** у большинства учащихся приобретается стремление к работе
на уроке, вырабатываются
познавательные
интересы, наблюдается значительный рост уровня образованности;
**
отсутствие конфликтов;
**
развитие привычек самообразования, самосовершенствования.
Благодаря этой системе обучения уровень знаний у учащихся в
значительной степени повысился.
Коллеги убедились, что адаптивная система
обучения - один из самых эффективных путей развития самостоятельности,
самодеятельности и самовыражения детей и, главное, генетически обусловленный
вид человеческой деятельности. В раскованной, свободной атмосфере снимается
дискомфортное чувство принуждения и навязывания новой информации. Работа в
группах ставит ученика в позицию активной заинтересованности в деле, включает
подсознание, воображение, интуицию, все личностные качества человека, вызывает
интерес к учёбе, обеспечивает более глубокие и прочные, чем при традиционной
методике, знания и умения, развивает самостоятельность и ответственность за
результаты своего труда, стимулирует творческую активность, вызывает
самоуважение.
8 ходе работы в группах моделируются ситуации производства и
человеческих отношений, решаются актуальные проблемы, защищаются идеи и
взгляды. Учащийся, может быть, не сумеет освоить систему научных знаний, но
повышается мотивация обучения, процесс усвоения знаний становится желанным.
В этой модели учитель работает со всеми
учащимися класса, обучает их. Остаток времени использует для самостоятельной
работы. Эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не
просто наблюдает за самостоятельной работой учеников, а работает с отдельным
учеником индивидуально. Главное внимание должно быть уделено полной занятости
учеников на уроке: они работают все вместе с учителем, слушают его объяснение,
изучают инструкции, наблюдают, анализируют, одновременно тренируются
самостоятельно в парах или индивидуально. Учитель должен всё время помнить о
том, что каждый ученик ежеминутно должен быть занят активной учебной
деятельностью.
Если кто-то из учеников не понял некоторые моменты урока - учитель
должен помочь ему включиться в работу.
-УЧИТЕЛЬ:
1.
Объясняет
новый материал, раздаёт инструкции к самостоятельной работе в парах,
взаимопроверки, работы в динамических парах, обмену партнёрами, выполнение
задания с адаптацией («а», «б», «в»), оценивание выполненной работы, проведение
различных видов тренировок, которые обеспечивают учебными заданиями каждого
ученика.
2.
Объясняет
все задания для самостоятельной работы в парах, записывает на доске задания с
адаптацией («а» «б» «в»), чтобы ученики после этой работы приступили к
выполнению заданий разных по сложности (задание «а» - начальный уровень, «б» -
удовлетворительный уровень, «в» - высокий уровень).
3.
Наблюдает,
консультирует, оказывает помощь, оценивает качество самостоятельной работы,
работает с отдельными учениками индивидуально.
УЧЕНИКИ:
1.
Работают самостоятельно:
** коллективно в парах;
** индивидуально, выполняя задания разные
по объёму и сложности.
Задания для самостоятельной
работы должны быть дозированы таким образом, чтобы до конца урока ученики
полностью могли справиться с работой. Требования к уроку по условиям АСО могут
быть реализованы лишь в том случае, если и ученик и учитель будут по-новому
оценивать учебную работу, а именно:
** стремиться к прогрессу,
обладая при этом трудолюбием;
** научиться работать
самостоятельно, не забывая помочь товарищу;
** вместе с учениками необходимо
отрабатывать организационные методы коллективной (в парах) самостоятельной
работы, включая эти методы небольшими дозами в процесс объяснения нового материала
на этапе его закрепления;
**главным условием работы в парах
- это дружеские отношения между партнёрами; ** во время взаимопроверки
письменных работ учащиеся ставят друг другу оценки
в тетрадь
карандашом;
** учитель во время проверки
учитывает не только качество выполненной работы, но и умение проверить работу
товарища. Учитель при этом должен доверять ученикам и выставлять оценки в
журнал и дневник.
Предлагаю
ознакомиться с элементами адаптивной системы обучения на конкретном примере по
теме: «Фотосинтез. Общая характеристика фотосинтеза».
Цели:
Обучающая
цель: дать учащимся понятие, что такое фотосинтез, его общую
схему, а также значение этого процесса в жизни растений и биосферы.
Развивающая
цель: развивать творческое воображение учащихся, умения работать
по модульной технологии обучения, самостоятельно анализировать факты и делать
выводы.
Воспитательная
цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Научить учащихся делать выводы о том, что в зелёных растениях на свету
происходит
Тэги:
адаптация