«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же
такое мелкая моторика?
Мелкая моторика —
совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто
в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений
кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев
часто используется термин ловкость.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с
различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные
импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны,
стимулируя их активную деятельность.
К области мелкой моторики
относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов,
таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например,
зависит почерк человека. Движения рук – это основа для формирования навыков
самообслуживания у детей.
Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования
точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых
и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики — один из важных показателей готовности к школьному обучению. Движения
пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие
других психических функций – мышления, памяти, внимания. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого
развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных
детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Весь комплекс упражнений по
развитию мелкой моторики можно условно разделить
на три части:
Пальчиковая гимнастика, самомассаж
Упражнения для пальцев и кистей рук с
использованием различных предметов;
Развитие
графических навыков.
Развивая моторику рук, нужно
помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать:
выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие
левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем
развитие левого полушария.
Тэги:
мелкая моторика