Трудовое
воспитание дошкольников (4-5 лет).
Трудовое воспитание как в
семье, так и в ДОО должно строиться с учётом разностороннего развития детей,
при этом особое внимание надо обращать на их личностное формирование.
Цель и задачи трудового
воспитания дошкольников:
Цель – формирование положительного
отношения к труду.
Задачи:
- формирование
предпосылок трудовой деятельности (формирование трудовых навыков; формирование
компонентов деятельности; формирование общественных мотивов труда);
- воспитание положительного
отношения к труду взрослых (формирование интереса к труду взрослых; воспитание
уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда;
воспитание стремления оказывать посильную помощь);
- воспитание личности
ребенка (воспитание личностных качеств: самостоятельность, ответственность, инициативность;
воспитание трудолюбия: привычка к трудовому усилию, готовность включаться в
труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми).
Основные направления
работы с детьми:
1
знакомство с трудом взрослых;
2
организация труда детей.
Виды детского труда:
-
самообслуживание;
-
хозяйственно – бытовой труд;
-
труд в природе;
-
ручной труд.
Формы организации труда
детей
: поручения (индивидуальные и совместные), дежурства (индивидуальные
и совместные), коллективный труд.
В
средней группе уделяется
пристальное внимание тому, чтобы научить детей быть самостоятельными в
выполнении режимных моментов. В этом возрасте дети включаются в совместную
трудовую деятельность (вводятся дежурства и длительные трудовые поручения).
Самообслуживание
.
Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, одеваться по погоде. Вырабатывать
у детей полезную привычку следить за чистотой тела. Приучать аккуратно
складывать и вешать одежду, при помощи взрослого приводить её в порядок.
Формировать умение готовить рабочее место и убирать его после занятий лепкой,
рисованием, аппликацией.
Элементарный бытовой труд.
Формировать
представления о домашней хозяйственной деятельности взрослых. Приучать
поддерживать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского
сада. Формировать умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по
столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать столовые приборы,
расставлять тарелки, чашки, салфетницы).
Труд в природе.
Побуждать
ребёнка помогать взрослому в уходе за комнатными растениями и животными в
уголке природы, растениями на участке. Приобщать детей к подкормке зимующих
птиц. Приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, расчищать
дорожки и скамейки от снега. Формировать стремление помогать воспитателю
приводить в порядок оборудование, используемое в трудовой деятельности.
Ручной
труд. П
оддерживание порядка в хозяйстве групп; починка,
подклеивание книг и коробок, доступный ремонт игрушек, умение тонировать бумагу
для рисунков и т.д.
Воспитание ценностного
отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и желание трудиться. Формировать умение выполнять индивидуальные и
коллективные поручения; предпосылки ответственного отношения к порученному
делу. Проявлять интерес к детским работам и бережно относиться к результатам
творческой деятельности сверстников.
Формирование первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Формировать интерес к профессиям родителей. Расширять представления детей о
труде взрослых, о разных профессиях. Формировать элементарные представления об
изменении видов человеческого труда и быта на примере предметов обихода и
истории игрушки. Знакомить детей с жизнью и особенностями труда людей в городе
и в сельской местности.
Методы организации
трудового воспитания:
- НОД (Беседа,
объяснение, чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде
взрослых, разыгрывание различных ситуаций, упражнение, тематические досуги и
праздники, поручения, наблюдение, обучение, напоминание);
- Образовательная
деятельность в ходе режимных моментов (Показ, объяснение, обучение, наблюдение,
упражнение, напоминание, самообслуживание, поручение, досуг);
- Самостоятельная
деятельность (Рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, тематические
досуги, дежурство, просмотр видеофильмов, диафильмов, совместный труд детей,
поручения);
- Взаимодействие с
семьями воспитанников (Личный пример, беседа, напоминание, творческие задания,
совместный труд детей и взрослых, выставки).
Используемая литература:
Лабутина
Н.В. «Трудовое воспитание дошкольников»
Куцакова
Л.В. «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду)