Конспект урока.
7 класс. 1 четверть.
Тема четверти: Музыкальный образ.
Тема
урока: Фантастические образы в музыке.
Цели
и задачи: развивать воображение и фантазию,
умение определять и характеризовать музыкальный образ в
различных произведениях; формировать эмоционально осознанное восприятие
музыкального образа.
Музыкальный
материал:
-
«Дорога в космос» из репертуара ансамбля «Спейс»
-
« Космическая одиссея» Р.Штрауса
-
«Маленький принц» М.Таривердиева
-
фрагменты произведений по выбору
учащихся
Оборудование:
видео – и аудиозаписи; иллюстрации.
НА ДОСКЕ – ЭПИГРАФ:
«Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо» (В. Соколов)
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА:
Учащиеся входят в класс
под музыку в исполнении ансамбля «Спейс».
У: Здравствуйте! Вижу, музыка
вас заинтересовала, настроение у вас приподнятое. Понравилась? Почему? (ответы
детей; анализируем характер, раскрываем образ, уточняем состав оркестра;
коротко рассказываю об исполнителях, об их музыке, переводим слово «Спейс» на
русский язык; повторное слушание с видеорядом)
- Следующее
произведение, которое прозвучит на нашем уроке, вам, наверняка, знакомо. Это
может вам помочь в том, чтобы понять музыку, а может наоборот отвлечь от
размышлений над образом и смыслом. Внимательно послушайте музыку и ответьте на
вопросы:
- как развивается
мелодическая линия; какое развитие происходит наиболее ярко;
- состав исполнителей;
- в какое время могла быть
написана эта музыка;
- о чём может быть это
произведение.
(Слушание произведения Р.
Штрауса «Космическая одиссея» («Так говорил Заратустра»). После анализа музыки
и ответов на вопросы, рассказываю о том, что это произведение звучит в фильме
С. Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и в передаче «Что? Где? Когда?»)
- Как вы думаете, почему
эта музыка звучит в этих передаче и в фильме? Что в ней главное? Смысл музыки,
образ?
(после рассуждений - повторное прослушивание, сравнение с
предыдущей музыкой: что общее, в чём различие)
- Обратите внимание на
эпиграф, записанный на доске. Это тема сегодняшнего урока. Человеку свойственно
мечтать. Вера в чудеса, мечты, фантазии – это своеобразный двигатель прогресса,
побуждающий человека к осуществлению мечты. Какие фантастические образы,
пришедшие из далёкого прошлого,
ВАМ ИЗВЕСТНЫ С САМОГО
РАННЕГО
детства?
(
Баба
Яга,
Леший,
Змей Горыныч и т.д.) А сейчас вы с подобными
образами встречаетесь? Целая область искусства посвящена фантастике
в музыке, литературе, кино, живописи.
Приведите примеры. (Вспоминаем знакомые музыкальные произведения, слушаем фрагменты;
показ иллюстраций)
Я ль нёсся к бездне
полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне
неслись?
Казалось, будто в длани
мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я
мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
И.А. Бунин(1857 год)
- Почему человек создаёт
эти образы? Почему нас манит ночное
небо, звёзды? (возможные ответы: неизведанное, нереальное, фантастическое,
загадочное притягивает человека; он ощущает себя частицей космоса, мироздания; погружается,
растворяется среди звёзд)
- Какая из знакомых вам
песен продолжила бы тему урока о мечтах, фантастических образах в музыке?
(исполнение песни М. Таривердиева «Маленький принц» или М.Гребенщикова «Город
золотой» по выбору)
- И так, возвращаемся к
эпиграфу урока: «Спасибо музыка за то, что ты единственное чудо». Вы согласны с
этим утверждением? Подарила вам музыка сегодня немного чуда? (ответы)
Фантастическая музыка перенесла нас в волшебный мир чудесных образов. И в
заключение урока я хочу вам пожелать то, что пожелал Маленький принц своему
другу:
«…Ночью ты посмотришь на
звёзды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её тебе показать. Так лучше. Она
будет для тебя просто – одна из звёзд. И ты полюбишь смотреть на звёзды… Все
они станут тебе друзьями…
- У каждого человека свои
звёзды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это
просто маленькие огоньки. Для учёных они -
как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех
этих людей звёзды немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды.
- Как так?
- Ты посмотришь ночью на
небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь,
что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться!»
Желаю каждому из вас иметь
свою звезду. Пусть светит вам ваша звезда, сбываются ваши мечты. И пусть музыка
вам в этом помогает. Спасибо за урок.
|