«РЕБЕНОК И ПЕДАГОГ»
В своей педагогической деятельности педагог должен
придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -
содействовать становлению ребенка как личности.
Представляю вам опыт взаимодействия на примере своих воспитанников
младшей группы. Модель взаимодействия с воспитанниками выстраиваем:
- учитывая личностные особенности ребёнка,
- используем разнообразные формы общения, особенно диалог,
- в различных ситуациях стараемся оказывать педагогическую
поддержку (при проявлении инициативы, при затруднениях в общении между взрослым
и ребенком).
Мы стараемся оценить не столько результат деятельности,
сколько процесс его достижения т.е. (как ребенок думает, как делает, какие
эмоции испытывает).
Предоставляем ему возможность реализовать себя как личность,
создавая в процессе взаимодействия следующие ситуации:
- ситуации успеха (во время ОД, режимных моментов)
- ситуация, обращенная к личному опыту ребенка (во время
прогулки, опытно-экспериментальной, игровой и продуктивной деятельности);
- ситуации выбора задания, оборудования, партнера по
деятельности и т.д. Например: при организации образовательной и игровой
деятельности).
Главное, о чем всегда стоит помнить педагогу, заключается в
том, что дети должны испытывать поддержку во всех своих творческих начинаниях.
Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленные перед
собой задачи, и это, конечно, будет способствовать развитию личности ребенка.
Необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален в своей
индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей
образовательной траектории.
В педагогической деятельности мы учитываем:
личностное отношение воспитанника к окружающей
действительности;
степень освоения им программного материала;
интерес к изучению нового материала;
отношение к личности воспитателя;
а также особенности развития психических процессов ребёнка.
Сейчас я приведу примеры трех типов детей, которые посещают
мою группу – «Ребенок-Лидер», «Ребёнок, который сложно идёт на контакт со
сверстниками» и «Ребёнок-Бунтарь»
«Ребёнок – Лидер»
София – «Ребенок-лидер» умеет завлечь в игру других детей,
грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Она как
будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других,
притягивая к себе.
Самостоятельна, не ждет, когда за нее что-то решат взрослые,
может сама организовать игру, чем-то занять себя.
В детском коллективе София часто берет на себя функции
«судьи» при разрешении различных конфликтов. Она на все вокруг имеет свой
собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать.
София проявляет особый интерес к ООД, активна, хорошо
справляется с заданиями. Мы поддерживаем её интерес к образовательной
деятельности, подбираем усложнённые задания, а также предъявляем более высокие
требования к её ответам.
«Ребёнок, который сложно идёт на контакт со сверстниками».
Кира послушна, не агрессивна. Однако она замкнута и
застенчива. Не идёт на контакт с другими детьми и предпочитает находиться в
компании взрослых (мамы, бабушки, воспитателей). Кира внимательно наблюдает за
игрой детей, но при этом не предпринимает никаких действий. Она отлично знает,
как обратиться с просьбой к взрослому, но если дети предлагают ей свою помощь,
она её не принимает.
Когда Кира поступила к нам в детский сад, мы заметили, что
ей было тяжело переносить шум и крики большой группы. Она отгораживалась от
других детей, пыталась никого не замечать рядом с собой.
Мы стараемся расширить круг её общения. Устраиваем экскурсии
по детскому саду, ходим «в гости» к детям других групп.
Организовываем детскую игру со спокойным и не агрессивным
ребёнком. При этом она чувствует себя более уверенно и вступает с ним в
недлительный контакт. Сопровождаем любое коммуникационное действие похвалой.
Егор - «Ребенок–Бунтарь»
Этот ребенок довольно часто капризничает, например, дали
чашку не того цвета, пошли не той дорогой, которую он выбрал. В такие моменты
ребенок может начать кричать, топать ногами, ругаться, показывая, что он
бунтует, его волю не уважают.
Егор бывает агрессивным, настаивает на своем – и это
нормально! В данном случае агрессия – это способность отстаивать свои границы,
свою территорию, важнейший этап в развитии. Ребенок-бунтарь не любит
подчиняться общим правилам, например: во время игр (не соблюдает правила), во
время образовательной деятельности (неусидчив – пусть другие сидят на
стульчиках и слушают, у меня есть дела поважнее). И всё потому, что такому
ребёнку очень трудно усидеть на месте, ведь ему так необходимо многое успеть, а
время не стоит на месте. Егор наблюдателен и смел в своих решениях. Он хорошо
понимает, что от него хотят окружающие, но при этом делает всё по-своему.
Егор хороший организатор. Может легко увлечь детей в игру,
правила для которой придумывает сам.
Главное, над чем мы работаем – это постоянный компромисс.
Ведь такого ребенка нельзя заставить что-то делать и уговорить. С
ребенком-бунтарем можно только договориться. Поэтому нужно сделать так, чтобы
он поверил в то, что ему это тоже необходимо. Находим выгодные для него
обстоятельства: ты сейчас послушаешь сказку, а потом мы покормим рыбок и т.д.
Егор приносил с собой в садик игрушку – крокодила Гену. При наблюдении за игрой
ребенка с этой игрушкой, мы увидели, что она служит неким авторитетом для него.
Егор не хотел потерять друга в лице игрушки: Гена расстроится, если ты не
нарисуешь снеговика или не пойдешь на прогулку и т.д. Егора переполняла
гордость, когда плюшевый крокодил «радовался» аккуратному рисунку или съеденной
ребенком каши.
Конечно с ребёнком-лидером воспитателю легко и комфортно
работать. Намного сложнее с детьми, которые плохо идут на контакт (не общаются
со своими сверстниками), либо напротив с эмоциональными, энергичными
непоседами-бунтарями.
Как я уже говорила каждый ребёнок уникален и поэтому нам
необходимо построить образовательный процесс, чтобы был достигнут
педагогический результат.
Надеюсь, что на примере моего опыта вы возьмете себе
что-нибудь на заметку. Спасибо за внимание!