Консультация для родителей "Формирование выразительной речи у дошкольников в семье"
Речь представляет собой сложную систему,
которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя
речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь - это
речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других
видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику
и служит общению людей. Основная функция диалогической речи - это общение,
сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий
в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи,
которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому
вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.
Организация работы с родителями, направленной
на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является
необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития
ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в
семье осуществляется через:
-Оформление информационного стенда для
родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
-Консультации: «Речевая среда в семье и ее
влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей»,
ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста,
«Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на
формирование личности ребёнка» и др.
-Проведение конкурсов («Словотворчество»).
-Индивидуальные беседы с родителями по итогам
обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
-Консультирование родителей детей с проблемами
в речевом развитии.
-Практические советы родителям – показ
артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и
упражнения на закрепление пройденного материала.
-Показ открытых занятий по развитию речи.
-Проведение родительских собраний с
приглашением учителя-логопеда СОШ.
-Совместное приобретение и изготовление игр и
пособий по развитию речи.
В последнее время вследствие повсеместного
использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,
Интернет и т. д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми)
семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между
ребенком и взрослым.
Чтобы у ребёнка речь была грамотной и чёткой,
родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки –
чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объёму речевой
материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения.
Семья должна заботиться о духовной жизни
ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности,
радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем,
слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению
ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.
Важно находить время и регулярно проводить
занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил,
которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.
Что нужно делать
1.Создать в доме благоприятную атмосферу,
всегда говорить четко и правильно. 2.Избегать ссор между родителями в
присутствии малыша.
3.Беседовать с ребенком во время игр и
прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.
4. Не оставлять без внимания неправильное
произношение звуков ребенком.
5. Проводить логопедические занятия для детей
– желательно в игровой форме.
6. Развивать у ребенка слуховое внимание,
тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
7. Следить за своей речью, чтобы она была
четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.
8. Объяснять ребенку непонятные слова,
встречающиеся в книжках
задавать ребенку конкретные вопросы и не
торопить с ответом.
Таким образом, эффективное развитие связной
речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком,
учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными
возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.