Здоровье -
это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и
долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее
формируются необходимые умения и навыки. Ребенок лучше приспосабливается к
смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера,
развития воли, природных способностей. Задача педагогов прежде всего, в том,
чтобы научить ребенка с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в
детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном
воспитании, сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у
них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в
регулярных занятиях физическим упражнениями.
Дошкольный
период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Формировать
привычку к ЗОЖ у воспитанников необходимо начинать с развивающей среды. Вокруг
детей с самого раннего детства необходимо создавать такую развивающую среду,
которая была бы насыщена атрибутами. Это приведет к формированию потребности
вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к
овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
В детском
саду физкультурно-оздоровительная работа проводится ежедневно, в течение всего
дня в разных режимных моментах:
По
современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие
составляющие: - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; -
закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции. Нужно помнить -
правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются
единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления,
распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития
двигательных навыков. Взаимодействие с семьей должно носить системный характер.
Очень важно оказывать необходимую помощь родителям. Система такого
взаимодействия складывается из различных форм работы. Для того, чтобы решить
проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые
контакты с родителями. Сегодня ФГОС ДО определяет, что родители являются
первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны
заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности
ребёнка. Отсюда складываются задачи, и общая стратегия по созданию
здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении и дома:
1. В группе
создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
2. Наличие
настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к
здоровому образу жизни.
3.
Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически
ценными.
4. Заранее
согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
5.
Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления
характера ребенка.
6. Оказывать
постоянное внимание к выбору подвижных игр.
7. Создавать
благоприятную гигиеническую обстановку, добиваться самостоятельного выполнения
детьми всех гигиенических процедур, предусматривающую систематическое
проветривание.
8. Дома
оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к
освещению.
9.
Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.
10. Уделять
особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
11.
Осуществлять закаливающие процедуры и в домашних условиях, и в условиях
образовательного учреждения.
12. Создание
библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой
способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
13. Личный
пример родителей и педагогов –участие в спортивных соревнованиях; пешеходные
прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.
т. д.
14. Обогащать знания детей о ЗОЖ таким образом, чтобы
основными приоритетами для работы ДОУ являлись сохранение и укрепление здоровья
детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании
которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми
строится в форме сотрудничества.