Для кого был Год учителя?
Заметка журналиста Тамары Гашимовой,
газета Коммуна от 27 января 2011года,
г. Воронеж.
Не так
давно, копаясь в недрах Интернета, наткнулась на размышления Антона Павловича
Чехова о российской школе. Прочла и задумалась: а много ли изменилось с тех
пор? В облике педагога, его материальном положении, социальном статусе.
Размышления Антона Павловича опубликовал Максим Горький. Чехов тогда
сказал ему: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший учитель! У
нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это
нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа
государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича!
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас
это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в
деревне с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит,
запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым
человеком в деревне, чтобы мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики
признавали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать
на него, унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник,
поп, становой и попечитель школы, старшина и тот человек, который носит звание
инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о
тщательном исполнении циркуляров округа.
начали заранее.
Создали оргкомитет, который возглавил премьер-министр. В министерстве науки
заговорили о том, что этот год должен стать переломным в формировании
позитивного образа учителя в обществе. Ради этого разработали целый ряд
предложений, которые затем включили в план. Принялись без устали твердить, что
роль школьного учителя переоценить невозможно, что этой сфере системы
образования всегда уделяется особое внимание. Планировали усовершенствовать
критерии профессиональной деятельности учителя. Советовали нам, обществу то
есть, требовать от педагога постоянного развития, перехода на новый уровень.
Словом, действовать по принципу: учить может только тот, кто постоянно учится
сам. Намеревались наладить общение педагогов, устроить обмен опытом при помощи
«круглых столов», открытых обсуждений с участием лучших педагогов и ведущих
экспертов. Уповали на конкурс «Учитель года»— как ещё один, пожалуй, самый
наглядный способ поощрения
Нелепо же платить
гроши человеку, который призван воспитывать народ, - вы понимаете? -
воспитывать народ. Знаете, когда я вижу учителя, мне делается неловко перед ним
и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве
я и сам чем-то виноват»:..
то лет прошло с тех пор. Много ли изменилось за это время в фигуре
самого учителя, его материальном положении, его социальном статусе? Что сделало
наше государство для того, чтобы поднять педагога с колен?
В марте 2009 года Президент России подписал Указ о том, что 2010 год
станет Годом учителя. Готовиться к нему начали заранее. Создали оргкомитет,
который возглавил премьер-министр. В министерстве науки заговорили о том, что
этот год должен стать переломным в формировании позитивного образа учителя в
обществе. Ради этого разработали целый ряд предложений, которые затем включили
в план. Принялись без устали твердить, что роль школьного учителя переоценить
невозможно, что этой сфере системы образования всегда уделяется особое
внимание. Планировали усовершенствовать критерии профессиональной деятельности
учителя. Советовали нам, обществу то есть, требовать от
педагога постоянного развития, перехода на новый уровень. Словом,
действовать по принципу: учить может только тот, кто постоянно учится сам.
Намеревались наладить общение педагогов, устроить обмен опытом при помощи
«круглых столов», открытых обсуждений' с участием лучших педагогов и ведущих
экспертов. Уповали на конкурс «Учитель года»— как ещё один, пожалуй, самый
наглядный способ поощрения лучших из лучших, демонстрации их опыта на всю
страну.
Действительно, конкурсов, конференций,
«круглых столов», заседаний, награждений было множество. Выпускникам школ
вручали специальные значки и дипломы, в честь учителей высаживали Аллеи Славы.
Целый год к работе подключались всевозможные ведомства. Министерство культуры
ввело специальную номинацию «Лучший преподаватель детской школы искусств».
Госдума наградила победителей всероссийского конкурса социальной рекламы
«Новый взгляд», где была создана отдельная номинация «Призвание — Учитель».
Отметился даже КВН, посвятив Году учителя финальную игру всероссийской
юниор-лиги. Не остался в стороне и Минфин, став главным разработчиком проекта
закона «Об образовании».
что конкретно принёс
минувший год отдельно взятому учителю? За всякими громкими и помпезными
мероприятиями не так часто вспоминали о зарплате этих «бездушных» людей, условиях
их работы, их социальном - статусе.
Заместитель председателя думского Комитета по образованию Олег Смолин
убеждён, что Год учителя полностью провален. «Второй год подряд в большинстве
регионов России зарплата педагога не повышалась, - заявил он в своём интервью.
- Средства на поддержку лучших учителей в бюджете 2010 года были сокращены в
пять раз. Бюджет 2011-2013 годов предполагает так называемое повышение зарплаты
на 6,5 процентов с 1 июня (то есть в среднем за год - на три процента) и отказ
от такого повышения в 2012-2013 годах. В итоге пять лет подряд зарплата
большинства педагогов будет снижаться. Новая система оплаты труда в сочетании с
переходом на подушевое финансирование приводит к интенсификации труда и, как правило,
к понижению зарплаты в большинстве регионов страны».
оронежская область не исключение. Об этом, в частности, говорят письма в
«Коммуну». Родители учеников из села Попасное Калачеевского района пишут, что
перед началом нынешнего учебного года их школу хотели закрыть, но сельский
сход воспротивился этому. Дети учатся в родном селе, но зарплата учителей при
нагрузке 18-20 часов не превышает трёх с половиной тысяч рублей. Им вторят
директора, учителя из разных школ городов и сёл, с кем мне в разное время
удалось побеседовать. Почти везде сократили «лишние», выбитые раньше с таким
трудом ставки
психолога, вожатого, логопеда, социального педагога. До 0,25 ставки
сократили зарплату поварам, уборщицам, сторожам.
Дальше, по прогнозам Минэкономразвития, будет ещё хуже. Реальная
заработная плата бюджетников в 2011 -2013 годах снизится, тогда как величина
прожиточного минимума через два года вырастет на 40 процентов по сравнению с
2009 годом вследствие роста цен на услуги ЖКХ, продукты питания и прочее.
редседатель Воронежского отделения Всероссийского педагогического
собрания (ВПС) Ольга Картавцева считает: единственным положительным итогом
Года учителя можно считать то, что в обществе впервые широко заговорили о
проблемах школы. Остальные меры в лучшем случае носят двойственный характер, а
то и чисто негативный. Особенно в финансовом плане. Материальное поощрение
лучших учителей свели до минимума. Да, размер гранта повысили вдвое — до 200
тысяч рублей, но при этом число победителей сократили в десять раз. В прошлом
году в нашей области таких было больше 150 человек, в этом
—
всего
15. Спасибо губернатору
-
поддержал
педагогов, выделил еще 60 грантов.
- Сегодня есть учителя, которые ведут 30 часов в неделю и получают
четыре с половиной тысячи рублей, - говорит Ольга Анатольевна. - Это результат
подушевого финансирования, в рамках которого пытаются выжить большинство
сельских и некоторые малочисленные городские школы. В начале 2010 года при
переходе на новую систему оплаты труда правительство уверяло, что фонд оплаты
труда увеличится на 30 процентов. Этого сделано не было. Дальше - больше.
Изменили систему аттестации учителей. Теперь её надо проходить раз в пять лет
обязательно, что в принципе хорошо. Потому как учитель должен овладевать
современными технологиями. Но на практике выигрыш от новой системы ничтожен.
Доплаты за высшую и первую категории квалификации из-за недофинансирования
практически незаметны. В реальности первая должна составлять не менее 50
процентов надбавки, вторая - не менее 25 процентов. Хуже всего придётся тем,
кто сегодня имеет вторую категорию, что
по новому положению будет соответствовать категории
«учитель». А это основная масса учителей. По новым правилам доплата в 10 процентов
для них отменяется. Останутся ли они в школе? Думаю, что нет. Теперь по итогам
аттестации учителя могут уволить, если он не прошел аттестационные испытания.
Сдать последние может только человек, умеющий работать на компьютере. Но ведь
есть педагоги, которые делают чудеса, работая с одним лишь мелом в руке и
обладая ёмким, точным, образным словом, отточенной методикой, любовью и бережным
отношением к детям. И директору придётся или нарушить закон, держа в школе
учителя без соответствующей категории, или найти нового. В Минобразовании
считают, что на это место придут молодые и амбициозные. Но те не торопятся:
работа трудная, а зарплата - маленькая.
- Прежде чем ставить учителей в такое
положение, сначала их нужно было обучить, - считает учитель химии воронежской
школы Ирина Москалёва. - Многим из нас пришлось осваивать компьютерную грамоту
за свои копейки: бесплатных мест на курсах на всех не хватало, а сроки
поджимали. К тому же курсы повышения квалификации должны быть бесплатными для
учителя. Особенно для сельского. При их зарплате они не могут тратиться на
проезд, проживание в Воронеже, питание.
онечно, по идее положение мог бы исправить новый закон «Об образовании»,
находящийся сейчас в стадии проекта. Но, судя по тем жарким спорам, что
разгорелись вокруг него, поправкам и дополнениям, отправленным с мест
разработчикам, проект столь же далёк от образования, сколько балет от труда
шахтёра. Но это тема отдельного разговора. Так же как и очередная реформа
средней школы, которая совсем скоро будет нам навязана.
Предвижу возмущённые реплики некоторых
читателей. Опять, дескать, все проблемы средней школы свели к мизерной
зарплате учителей. Не одни они так живут, полстраны не вылезает из нищеты.
Верно. Не потому ли дети всё чаще хамят учителям, а папаши бросаются на них с
кулаками?
Год учителя - год издевательства над учителем! Терпение учителей закончились. Нужно действовать различными формами протеста. В протестах учителей нужно единство, или над нами так и будут продолжать издеваться.
Тэги:
год Учителя