|
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
Сказкотерапия как метод
психотерапевтического воздействия на ребёнка и как способ передачи знаний о жизни известен уже на протяжении многих веков. Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль сказочной истории всегда несли в себе ценностное нравственное значение, оказывающее влияние на сознание детей. На Западе сказкотерапия как направление практической психологии зародилось на рубеже шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Основателем метода является
Милтон Эриксон. В качестве самостоятельного современного течения в Россию “лечение сказкой” пришло относительно недавно: в девяностые годы двадцатого столетия.
Сказкотерапия применяется как ко взрослым, так и к детям. Но именно дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Также сказкотерапия применяется в работе с детьми, имеющими нарушения психофизиологических функций: нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также для детей с заболеваниями аутистического спектра. Естественно, работать с этой категорией может и должен только специалист, прошедший специальное обучение по курсу “сказкотерапия”. Как правило, этими специалистами являются психологи и педагоги дошкольного образования.
Сказкотерапия совершенно свободно может применяться и по отношению к любому нормально развивающемуся ребёнку.
Когда стоит обращаться за помощью с сказкотерапевту?
Тогда, когда вы видите, что не в состоянии самостоятельно справиться с возникшими у ребёнка проблемами. Тогда, когда вы попробовали все привычные вам методы воздействия, и они не принесли значимого результата.
Конечно, сказкотерапия может самостоятельно использоваться людьми, не имеющими психологического образования, то есть родителями и педагогами. Но нужно понимать, что “лечение сказкой” – это не один из способов воспитания, это прежде всего метод психологической коррекции. И если человек, не имеет образования и опыта в данной области человеческого знания, то лучше все-таки обратиться к специалисту – сказкотерапевту.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:
-
Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
-
Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
-
Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
-
Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
-
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
-
Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
-
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Особенности организации сказкотерапии для детей дошкольного возраста:
-
Дозированность информации при знакомстве со сказкой. Изначально возможно только прочтение сказки, рассматривание картинок, обсуждение поступков героев.
-
Уже после этого сказка, независимо от её вида, должна быть не просто прочитана, но и обыграна, то есть инсценирована взрослым.
-
Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации.
-
Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребёнка.
-
После прочтения сказки и её инсценирования необходимо побудить ребёнка к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке.
|
| ![](img/empty.gif)
|
|