«
Музыка – это лекарство, которое слушают
»
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.
Одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения.
Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают:
-
активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий)
-
пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.
Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:
- преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтресовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делам – музыкальными играми, пением, танцами, движениями пож музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
•
звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
•
духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
•
музыка, исполняемая клавишными инструментами , особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
•
струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
•
вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем п музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.
Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
•
утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
•
для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
•
пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Музыка для свободной деятельности детей:
Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»
Брамс И. «Вальс»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Шопен Ф. «Вальсы»
Штраус И. «Вальсы»
Детские песни:
«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
«Танец маленьких утят» (французская народная песня)
Музыка для пробуждения после дневного сна:
Боккерини Л.»Менуэт»
Григ Э. «Утро»
Лютневая музыка ХYII века
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Моцарт В.»Сонаты»
Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
Сенс-санс К. «Аквариум»
Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
Музыка для релаксации:
Альбиони Т. «Адажио»
Бетховен Л.»Лунная соната»
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
|