Верьте в человека
Там
,
где нет веры в человека
,
в доброе начало в нём
,
любая педагогическая система рассыпается в прах.
(
V
,
с. 354
)
Нет подростка, который всеми силами души не стремился бы быть хорошим, которому одобрение учителя и особенно коллектива не доставляло бы глубокого удовлетворения.
(
I
, с. 341
)
Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
(
IV
, с. 519
)
Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребёнка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребёнок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нём прежде всего хорошее.
(
5, с. 12
)
Помните, что нет среди детей, подростков, юношей и девушек злоумышленников, а если и появляются иногда такие — один на тысячу, на десять тысяч человек — то творит их зло, а излечивает добро, человечность и опять та же волшебная скрипка и волшебная дирижёрская палочка — оптимизм.
(
II
, с. 460
)
К тебе пришёл маленький семилетний человек, через десять лет он станет гражданином. Через десять лет все мы будем ночью спать, а он будет стоять с винтовкой на границе, оберегая наш покой, безопасность Родины.
(
V
, с. 395
)
Если мы думаем плохо о своих питомцах
,
то для чего мы вообще существуем
?
Какие же мы воспитатели
?
(
V
,
с. 357
)
Как часто приходится слышать от нашего брата учителя
:
ничего не выйдет из этого ученика, безнадёжный он... Хочется сказать
:
не спешите с выводом
— на вашей совести человек. Врач произносит роковые слова —
безнадёжно больной лишь тогда, если убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя пока бессильна перед силами природы.
(
V
, с. 225
)
Что можно подумать о враче
,
который бы сказал больному
:
“
Состояние вашего здоровья безнадёжно
,
лечить вас не стоит
,
можете заказывать гроб
”
?
Такого врача и дня бы не держали в больнице
,
его бессердечность стала бы предметом общественного осуждения. А в школе о том
,
что ученик безнадёжен
,
что из него ничего не выйдет
,
нередко говорят не только его родителям
,
но и ему самому.
(
V
,
с. 373
)
|