Умственное воспитание
Главная цель умственного воспитания — развитие интеллекта.
(
I
,
с. 99
)
Непроизвольное запоминание — важнейшее условие умственного развития
;
оно освобождает силы разума для мысли
,
для глубокого мыслительного проникновения в сущность фактов и явлений. Непроизвольное запоминание предотвращает одно из самых страшных зол — зубрёжку. Запоминание
,
основанное на понимании
,
самое прочное.
(
IV
,
с. 259
)
Добиться того, чтобы ученик твёрдо запомнил правило
(
определение, вывод
)
без специального заучивания, — в этом одна из ценных черт педагогического мастерства.
(
IV
, с. 265
)
Чем больше знаний запомнил ребёнок без специальной работы по заучиванию
,
тем легче ему заучить то
,
что без заучивания запомнить невозможно.
(
IV
,
с. 258
)
Ученик прочно усваивает лишь тогда
,
когда он думает.
(
II
,
с. 479-480
)
Надо избегать вопросов, которые требовали бы ответа, совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги.
(
II
, с. 498
)
Запоминание
(
заучивание
)
должно основываться на понимании.
(
II
, с. 487
)
Эмоциональное отношение к предмету познания пробуждает мозг к активной деятельности
,
стимулирует физиологические процессы
,
от которых зависит питание клеток.
(
IV
,
с. 480
)
Ставить вопрос ученикам после чтения художественного произведения иногда так же неуместно, как после слушания музыкального произведения предлагать рассказать содержание прослушанного.
(
III
, с. 426-427
)
Знать грамматику — это не значит обязательно приводить по каждому случаю правило. Многие грамотные люди давно забыли точную формулировку правил, но пишут без ошибок.
(
IV
, с. 264
)
Заучивание недостаточно осмысленного правила приводит к поверхностным знаниям
,
а поверхностные знания не сохраняются в памяти. Из урока в урок
,
как огромный снежный ком
,
растёт незнание.
(
IV
,
с. 435
)
Чем больше ученик заучивает, тем меньше прочность сохранения в памяти.
(
IV
, с. 438
)
Чем глубже надо сохранить в памяти материал, тем на больший отрезок времени распределяется его изучение.
(
IV
, с. 285
)
|