Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии` Правописание прилагательных с суффиксами чив-, -лив-, знаки препинания при оформлении диалога на письме` - Александра Дмитриевна Сафонова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Александра Дмитриевна Сафонова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Портрет

Статья `Развитие  мелкой моторики у младших школьников как залог успешности в обучении`
Математический планшет
Конструктор Тико
Копировальный экран
Конспект коррекционно-развивающего занятия `Развитие основных свойств внимания` (обучающиеся 3 класса с ЗПР)

 Конспект занятия по коррекции аграмматической дисграфии` Правописание прилагательных с суффиксами чив-, -лив-, знаки препинания при оформлении диалога на письме`




Конспект подгр.аграм. Время занятия - 40 минут                                            

 

                Грамматические темы: правописание прилагательных с суффиксами чив-, -лив-; знаки препинания при оформлении диалога на письме.

Цель: коррекция аграмматической дисграфии.

Задачи:

1.Формирование и закрепление у школьников навыка правильного ис­пользования в устной и письменной речи прилагательных с суффиксами –чив-, -лив-, правильного оформления на письме диалога.

2.Развитие навыка морфемного анализа и синтеза слов.

3.Развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти.

4.Обогащение словаря.Уточнение значения слов:гуттаперча(гуттаперчевый),эмалевый, находчивый, реплика, диалог.

5.Активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников.

6.Развитие навыков перспективного и итогового самоконтроля при письме.

7. Воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетво­рения от успешно выполненной работы.

8. Воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

 

                Оборудование: мультимедийная установка,   интерактивная доска, презентация Power Point ., мяч, карточки с морфемами для синтеза слов, мягкая игрушка - ромашка с отрывными бумажными лепестками, раздаточный материал.

                               

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

     1. Организационный момент

-   Здравствуйте. Меня зовут Александра Дмитриевна, и сегодня для вас я буду проводить логопедическое занятие.

-   Проверьте, все ли готово у вас к занятию: портфолио, рабочий листок, ручка, карандаш.

-     Нам надо написать сегодняшнее число.

-     Кто напомнит всем три шага грамотного письма?

- Скажем хором: «Двадцать шестое ноября» и прислушаемся   друг   к другу.

-      Все сказали одинаково. Пишите.

(Попросить одного ученика прочитать вслух для проверки.)

-     У всех так?

 

 

   2.Сообщение новой темы

Задание на образование прилагательных с суффиксами –чив- и –лив-

-     Сейчас мы с вами поиграем в мяч.

-    Я вам буду по очереди   бросать вам мяч и давать описание человека или предмета, а вы образуете новое слово и вернете мне мяч.

1.        Тот, который счастлив, он (если ребенок затрудняется, дается подсказка: какой?) счастливый.

2.        Тот, который кричит, он…

3.        Тот, который всем доверяет, он…

4.        Тот, который заботится о ком-то, он…

5.        Тот, который задумался, он…

6.        Тот, который много болтает, он…

7.        Тот, который шалит, он…

8.        Тот, который много улыбается, он..  

- Ребята, к какой части речи относятся слова, которые вы называли? Чем они похожи?

   - Сегодня мы продолжим знакомство с суффиксами ЛИВ-ЧИВ в прилагательных. Но хочу вас предупредить, что нам хотят помешать слова-шпионы. Хотите найти их и обезвредить?

     

   3.Основная часть

Разрешение проблемной ситуации

Показать слайд со словами:

Эмалевый, совестливый, доверчивый,   гуттаперчевый.

- Прочитайте эти прилагательные. Все ли слова вам знакомы?

Эмалевый – он какой?

Совестливый – он какой?

Доверчивый – он какой?

Гуттаперчевый –  

Гуттаперчевый - значит сделан из гуттаперчи. Вы знаете, что такое гуттаперча?

Гуттаперча-это отвердевший сок некоторых растений - смола, похожая на резину. Часто гуттаперчу используют в стоматологии (ставят гуттаперчевые пломбы). (Детям показывается слайд с иллюстрациями, где объяснено значение этих слов).

Читали ли вы повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»?

Как вы думаете, почему героя повести так называли люди?

Потому что мальчик был гибок, как само это вещество – гуттаперча, был гибок, как резина.

- Как вы думаете, правильно ли я написала эти прилагательные?

Сейчас мы разберем эти слова по составу.   Запишем слова парами (эмаль - эмалевый, совесть - совестливый и т.д.), проговаривая каждую пару по слогам орфографически.

(Для записи и разбора дети по очереди к доске: 1 пара слов - один ребенок).

- Какие же прилагательные оказались шпионами и маскировались под прилагательные с суффиксами ЛИВ-ЧИВ?

А какой суффикс оказался у шпионов?

Ребята, обратите внимание на то, что   прилагательные гуттаперчевый, эмалевый образуются с помощью суффикса –ев-, а согласные Ч и Л входят в корень (гуттаперча, эмаль).

 

Задание на внимание, морфемный анализ слов.

- Мы будем записывать только прилагательные с суффиксами ЛИВ и ЧИВ.   Не пускайте в нашу запись шпионов!

(На слайде выводятся слова с пропущенными гласными в суффиксах. Дети читают прилагательное, говорят, от какого слова оно образовано и, доказав наличие ЛИВ или ЧИВ, записывают) Слова: участливый, рулевой (тот, кто у руля, например, на корабле) (суффикс –ев-),   находчивый, вермишелевый ( сваренный из вермишели, суффикс –ев-, ), находчивый (тот, кто находит решение), обманчивый, фасолевый.

Сделайте вывод: как отличить слова с суффиксами ЛИВ-ЧИВ от похожих на них слов-шпионов?

 

Морфемный синтез

- Ребята, посмотрите, у меня есть слова, но они рассыпались на отдельные морфемы. Помогите мне их собрать.

Слова:

Доверчивый,

 

 

Заносчивый,

 

 

Сонливость,

 

 

Участливый,

 

Причудливый,

 

 

Ворчливый,

 

 

 

Сравнение предложений с прямой речью   с   диалогом.

 «Кто там?» - настойчиво спрашивал Хватайка. Почтальон   терпеливо отвечал: «Это я, почтальон Печкин».

- Кто там? ( – настойчиво спрашивал Хватайка…дописывается потом).

- Это я, почтальон Печкин , - терпеливо отвечал почтальон…дописывается потом).

 

- Можно ли сказать, что это две записи одного и того же разговора?

- Видите ли вы предложения с прямой речью?

- Как вы узнали, что это предложения с прямой речью?

 

 

- Давайте проверим, правильно ли я оформила предложения с прямой речью. Вспомним «Закон четырех».

 

-   А знаете ли вы, как называется   такая запись? (указываю на диалог).

- Как называются слова каждого участника диалога?

- Какие знаки препинания используют в диалоге? - сравнить с прямой речью.

 Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:

-отсутствуют кавычки;

-каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире. Дальше знаки такие же, как в предложении с прямой речью.

(дописываю    слова автора в диалоге).

- Спишите, пожалуйста, диалог с доски.

Проверка.

 

 

Составление диалогов, работа с разделом портфолио «Мой портрет»

Посмотрите, какая у меня ромашка. Она очень похожа на ваши ромашки в портфолио. Откройте в портфолио раздел «Мой портрет». У наших ромашек есть синие, красные и желтые лепестки. Что обозначают цвета лепестков?

Красный – это…

Желтый – это..

Синий – это…

Я предлагаю вам поиграть. Один из вас будет отрывать лепесток у ромашки и задавать вопрос собеседнику. А тот на своей ромашке в портфолио найдет такого же цвета лепесток и прочитает, что на нем написано.

Например, я отрываю синий лепесток и спрашиваю: «Ваня,   у меня изменчивый характер. А у тебя?» Ваня смотрит в свою ромашку и говорит: «А у меня твердый характер!» У нас с Ваней получился диалог.

( После нескольких диалогов записываем один на выбор). Сейчас мы запишем диалог, расставляя знаки препинания. Теперь нужно проверить, как записали.

 

 

 4. Заключительная часть.

Подведем итог.

- Узнали ли вы на занятии что-нибудь такое, чего раньше не знали?

- Где вам пригодятся знания о прямой речи и диалоге?

 

- Ребята, научились ли вы   составлять и правильно писать прилагательные с суффиксами ЛИВ и ЧИВ?

- Кто из вас хочет записать это умение на лестнице успеха в своем портфолио? А кто хочет положить сегодняшнюю работу в раздел «Мои лучшие работы»?

- Я заметила, что вам нравятся непростые задания. Вы любите думать и умеете быть внимательными. Спасибо за хорошую работу.

 

 

Дети приветствуют педагога. Садятся.

 

Проверяют готовность к уроку.

Вспоминают три шага грамотного письма:

1.        Скажи.

2.        Напиши.

3.        Проверь.

 Говорят хором.   Записывают число. Один ребенок в слух читает для проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крикливый

Доверчивый

Заботливый

Задумчивый

Болтливый

Шаловливый

Улыбчивый

Это прилагательные. В них есть суффиксы лив и чив.

 

 

Да! - говорят заинтригованные дети.

 

 

 

 

 

 

Покрытый эмалью.

Имеющий совесть.

Всем доверяет.

Это незнакомое слово.

 

 

 

 

 

 

 

Да/Нет.

 

Не знаем/знаем, потому что он был гибок. как само это вещество – гуттаперча, был гибок, как резина.

 

Да/нет

 

 

Записывают слова на листочках.

По очереди выходят к доске и разбирают слова.

 

Это слова эмалевый и гуттаперчевый.

Суффикс ЕВ.

 

 

Слова эмалевый и гуттаперчевый.

 

 

 

 

Дети читают прилагательное, говорят, от какого слова оно образовано и, доказав наличие ЛИВ или ЧИВ, записывают.

 

 

 

 

 

Объяснять значение слова, думать о корне.

 

 

 

Ученики по очереди пишут и комментируют у доски. остальные - в тетради.

Приставка ДО, корень ВЕР, суффикс ЧИВ, окончание ЫЙ.

Приставка ЗА, корень НОС, суффикс ЧИВ, окончание ЫЙ.

Корень СОН, суффикс ЛИВ,ОСТЬ.

 

Корень УЧАСТ, суффикс ЛИВ, окончание ЫЙ.

Приставка ПРИ, корень ЧУД, суффикс ЛИВ, окончание ЫЙ.

Корень ВОРЧ, суффикс ЛИВ, окончание ЫЙ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

Да.

Тут есть слова того, кто говорит, и слова автора. Есть кавычки.

«Закон четырех»: рядом с прямой речью должно

быть 4 знака.

 

 

Диалог.

Реплика.

 

 

 

В диалоге нет кавычек, но зато ставится тире перед репликой.

 

 

 

Дети объясняют знаки препинания по своим записям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои дела.

 

Что или кого я люблю.

 

Мой характер.

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди отрывают лепестки, задают вопросы и отвечают на них.

 

 

Выбранный диалог записывается всеми вместе - на доске и на рабочих листках, объясняются знаки препинания.

 

 

 

 

Слово гуттаперчевый.

 

При письме диктантов, изложений, сочинений.

 

 

Да.

 

 

Пишут, перекладывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Правописание прилагательных с суффиксами чив-, -лив-, знаки препинания при оформлении диалога на письме.
Автор: Сафонова Александра Дмитриевна
Тэги: дисграфия логопедия



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу