|
| В первые годы советской власти, власти было не до подстаканников хлеба не было. Настоящий ренессанс подстаканника наступил во времена НЭПа. Наладить производство фарфора в кустарной мастерской сложно, а производство подстаканников это же любо-дорого ( в смысле доходно).
И советские чиновники любили пить чай.
Мягкое зеленое сукно, уютный свет лампы, строгое кресло и стакан с чаем, разумеется в подстаканнике (не может пламенный революционер пить чай из нежного фарфора). Просто будни аристократа. А чтобы служащего не обвинили в любви к буржуазии, подстаканник должен быть идеологически выдержанным: исчезли амуры и пасхальные сцены. Им на смену пришли серп и молот, рабочий и крестьянка, первый трактор, матрос штурмующий Зимний. И, что очень важно портреты вождей пролетариата.
Развивается советская промышленность и подстаканники производят не только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного мельхиора. Первый трактор заменил первый спутник и первый космонавт, и советский мирный атом. Появились не идеологические сюжеты: герои сказок Пушкина и басен Крылова, городские и морские пейзажи, всесоюзные здравницы и памятники архитектуры.
В связи с ростом благосостояния граждан начинается производство подстаканников из серебра. Появились просто произведения искусства из драгоценных металлов, украшенные эмалью и чернью.
Подстаканники выпускали на 15 крупных гражданских предприятиях и на некоторых военных производствах.
А закат подстаканника наступил во времена Никиты Сергеевича советская промышленность освоила массовый выпуск пластмассы. Да и согласитесь, в минималистической хрущевке, среди мебели из стружки и синтетических ковров, репродукций, вырванных из Огонька, подстаканник выглядел странно. И его отставили на дальнюю полку, до лучших времен, которые так и не наступили.
Единственным островком, на котором сохранился подстаканник, стала железная дорога. Советские железнодорожники заказали первые подстаканники ещё в 1924 году. А знаете, как назывались те, первые, железнодорожные подстаканники? Они назывались: Свободная дорога. Красиво! И с большой надеждой.
|
|