Добрый день, уважаемые коллеги и родители. Каждый из нас в своей жизни слышал не столь приятную фразу "пиши аккуратно, старайся". как и откуда такой почерк.....ведь мы стараемся. Я задумалась над этим вопросом ещё в школе. Понятий письма существует множество, но все они сходятся воедино: письмо – это сложный навык, который требует постоянного выполнения тонко-координированных движений, а так-же слаженной работы мелких мышц кисти руки. Здесь важную роль играет способность к сосредоточению, способность управлять своей деятельностью. Овладение навыком письма – трудоемкий процесс.Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Особенно важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи.
Поступив в педагогический колледж, на коррекционную специальность я исследовала готовность руки к письму детей дошкольного возраста (6 лет) и была удивлена тем, что около 60% исследуемых детей были совершенно не готовы к школе. Опрос родителей показал, что из тех 60% детей только 70% детей отдадут на предшкольную весеннюю подготовку в школу. А остальные 30% детей будут получать должное развитие только в детском садике. Я продолжала исследовать, строя попутно план по предупреждению дисграфических проявлений.Я предлагаю Вам блоки из тех заданий для подготовки руки к письму, которые я предлагала детям. Многие из них вы наверняка знаете, видели, но не используете в системе.
1. Развитие ручной умелости
происходит в раннем возрасте с момента, когда ребенок хватает предметы, когда вы манипулируете вместе. Используйте предметы разной фактуры. Ставьте кубики друг на друга, катайте мячики. Ребенок ползает, расстелите перед ним огромный лист бумаги, обоев, макните ладошки в краску и увидите непередаваемое счастье и восторг от отпечатков. Затем можно и конструировать, покажите, как разноцветных кружочков получается цветок, а цвета постарайтесь копировать, проговаривая названия цветов. и вот в младшем возрасте вы помогли ребенку на первых ступенях нелегкой подготовки, в которой развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация. Делайте вместе поделки, лепите, клейте, вырезайте.
2. Важно развивать чувство ритма, не только в согласовании слова и движения в определенном ритме, но и в конструкции.
3. Развитие графических умений. здесь ваши помощники - листы в клетку, журналы с лабиринтами. путаницы, рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и другие виды заданий.
4. Развитие пространственной ориентации, т.е.
умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке
.
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста.( тест на определение латерализации см. в моих файлах)
Тэги:
подготовка руки к письму