Пушкин в Михайловском
Михайловское... С имением своей матери сельцом
Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан
на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я - когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был -
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; - годы
Промчалися - и вы во мне прияли
Усталого пришельца.
Михайловское |
В Михайловском создано около ста произведений поэта:
трагедия "Борис Годунов", с конца 3-й и по начало 7-й главы романа
"Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы
"маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня",
"Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.
При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его
мать, однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А.
Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный
поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, сообществоникой и проч.".
"Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир
полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское -
увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая
после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения
"Деревня" и "Домовому":
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...
Самое продолжительное время пребывания Пушкина в
Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По
распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму,
неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа
Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и
местных властей.
"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", -
пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки,
хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.
Василий Андреевич Жуковский
Портрет К.П. Брюллова |
Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою
случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, -
писал В.А. Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений.
Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного
несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь
можешь и обязан иметь нравственное достоинство."
Тем временем Пушкин и сам заметил: "Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман" ("Евгений Онегин").
Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.
Святогорский монастырь и могила Пушкина.
Литография по рис. И.Иванова. 1838 г. |
"Особенно ценно было для Пушкина постоянное
соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого
русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от
него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая
воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в
изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним
картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему
добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния,
какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их
вековой воспитательницей и строительницей.
На почве расширенного духовного опыта поэта и
углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте
духовный и бытовой колорит драмы "Борис Годунов", которую сам автор
считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только
25 лет), и особенно "смиренный и величавый" образ Пимена, которого не
могут затмить другие действующие лица драмы." ( Митрополит Анастасий (
Грибановский ). Пушкин в его отношении к религии и Православной
Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С.
80)
Благодаря переписке с петербургскими и московскими
друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании
своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и
находится в курсе живого литературного процесса.
Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным,
А.П. Дельвигом,и А.М. Горчаковым, - новое знакомство с Анной Керн,
гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.
И.И. Пущин
Ф. Верне. 1817г. |
А.П. Дельвиг
В.П. Лангер. 1830г. |
|
А.М. Горчаков
Неизв. худ. 1810-е г. |
Анна Петровна Керн
1800-1879г. |
"Знаешь ли мои занятия? - писал он брату Льву, - до
обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верьхом, вечером
слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего
воспитания."
Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его
доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней,
коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки
Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в
стихах).
Почти все свободное от поэтических трудов время он
проводил в Тригорском, где "находил и строгий ум, и расцветающую
молодость, и резвость детского возраста".
Тригорское |
Роман "Евгений Онегин" "почти весь был написан в моих
глазах, - вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. - Так я,
студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского.
Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна
одна их них."
Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью
других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для
вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею
сельской жизни России" (А.И. Тургенев).
Впечатления русской природы, обаяние древней
псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с
крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум"
Пушкина, способствовало постижению души русского народа.
Вяземский Петр Андреевич
Неизвестный худ.
Около 1920. Литография. |
Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки.
Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский писал: "...
ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась,
он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал."
В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже
через месяц он возвратился "вольным в покинутую тюрьму" и провел в
Михайловском около месяца.
Алексей Николаевич Вульф
А.И. Григорьев.
Акварель 1828г. |
В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга
отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навести
Алексей Вульф из Тригорского: "По шаткому крыльцу взошел я в ветхую
хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и
халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что
написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо
представляет его прадед Ганнибал." Речь здесь о первом прозаическом
произведении поэта Пушкина - романа "Арап Петра Великого".
Именно в Михайловском углубились и оформились
исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского
общества в царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в
конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть
прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин
также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.
Петровское |
Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское
расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера.
Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал "про стародавних бар
рассказы" от старых слуг Ганнибала.
Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной
земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность
явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в
стихах и в прозе.
Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи
уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи
Михайловского и Тригорского. Но неудачно.
Именно в Михайловском в первый и последний раз в
своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: "Je sens que mon ame
s' est tout-a-fait developpee, je puis creer."
Это - творческая мощь во всей ее полноте, вопреки
положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное
Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как
художникатворца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно
Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.
В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на
несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском
монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.
Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.
Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.
Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук ...
Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.
Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922
г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и
вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем
мире.
|