Этапы
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
1 Организация внимания.
|
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
|
|
2.Чистописание.
|
Запишем число, классная работа. Правильно соединяя, выпишем такие
сочетания букв стн здн
лнц вст
здравствуй
- Написание какой буквы надо запомнить в этом слове?
|
|
3.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.
|
Я хотела бы прочитать вам письмо, которое пришло нам из
леса, от Хозяйки леса./слайд 1/
В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу
сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он
похитил из некоторых слов буквы./слайд 2/
Если мы сумеем
восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то навсегда
исчезнуть.
Но дед Буквоед
похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с
этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам./слайд 3/
Вот такая
ответственная задача стоит перед нами.
-Прочитайте текст. 1 слайд.
Редко светит
со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в лесу. Лишь поз?ний снег украсил деревья.
|
Выявляют ранее неизвестное в предложенном задании.
|
4.Анализ проблемной ситуации
|
-Какие буквы
похитил дед Буквоед или он ничего и не
похищал, ведь вы сумели прочитать текст и без этих букв.
-А можно ли как-то
проверить написание этих букв? Как вы думаете?
-Давайте выпишем
эти слова в столбик вместе с проверочными словами.
солнце - солнышко
ненастные -
ненастье
грустно -
грустить
поздний - опоздать
|
Выявляют область недостающего знания.
-Подобрать родственное слово.
-Изменить слово, чтобы после согласной стоял бы гласный.
|
5.Поиск решения проблемы.
|
-Вы согласные
буквы вставляли или гласные? Как можно назвать согласные звуки, которые не
слышны при произнесении?
-Так как будет
называться тема нашего урока?
-Какие согласные
могут быть непроизносимыми?
|
-Согласные.
-Непроизносимые.
-Непроизносимые согласные.
-Т, д, л, в.
|
6.Решение проблемы.
|
-А теперь давайте
подумаем, почему именно эти слова являются проверочными?
-Давайте откроем учебник и убедимся. Правильно ли мы
назвали тему сегодняшнего урока? Прочитайте.
-Прочитаем
правило.
Иногда согласные
играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
-Теперь прочитаем
правило на стр.116.
-Правильный мы
сделали вывод? Молодцы!
-Мы справились с
задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка.
-А почему все-таки
исчезают отдельные звуки?
- Если в середине слова имеется не менее 3-х
согласных, то это называется
стечением
согласных. Три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и
упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.
- Мы писали эти
стечения сегодня на уроке? Где?
|
-Они однокоренные и эти звуки в них отчетливо
произносятся.
-Трудно выговорить несколько рядом стоящих согласных
звуков.
-В чистописании.
|
7.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных
действий.
|
Хозяйка леса
благодарит детей за хорошую работу и разрешает им поиграть в снежки.
Честь – чес.ный.
Здравие – здра.ствуй.
Сердечный – сер.це.
Звезда – звез.ный.
Место – мес.ный.
Доблесть – доблес.ный.
|
|
8.Физминутка.
|
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем. Руки в
стороны, вперед, Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх
поднять.
Руки плавно опустили, Всем
улыбки подарили.
|
|
9. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных
действий.
Запись предложения под диктовку.
|
Сердце матери лучше солнца греет.
-Объясни написание орфограмм в словах этой поговорки.
-Почему так говорят?
/Оцениваю
работу.
|
Выполняют задание.
|
10. Работа с учебником.
|
-Выполните упр.228
/Раздаю карточки
для самостоятельной
индивидуальной работы.
|
Выполняют на доске и в тетрадях.
|
11.Физминутка.
|
Разотру ладошки сильно, Каждый
пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки
я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И
тепло поберегу.
Выпущу я пальчики Пусть
бегут, как зайчики.
|
|
12.Словарная работа.
|
-Существуют такие слова с непроизносимыми согласными,
которые нельзя проверить. Слова с
непроверяемыми непроизносимыми согласными надо запомнить.
-Попробуйте отгадать, с какой непроизносимой согласной
пишутся эти слова.
Словарь: праз.ник,
лес.ница, чу.ство.
Праздник – это день
торжества.
Слово праздник
образовалось от слова празден- это значит свободный, нерабочий день.
-С историей возникновения остальных слов и написания в них
непроизносимой согласной мы познакомимся на следующем уроке русского языка.
|
Дети показывают буквы на индивидуальных карточках.
|
13. Самостоятельная работа.
|
Надо разбить слова на две группы.
Яростный,
известный, отгадка, звездный, прятки, лодка.
-На какие группы можно разбить эти слова.
-Напишите два столбика слов. Подчеркните непроизносимые
согласные и парные согласные в корнях слов.
|
-На парные согласные в середине слова и непроизносимые
согласные.
|
14.Итог урока.
|
-Что такое стечение согласных?
-Как называются согласные, которые в середине слова
пишутся, но не произносятся?
-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов
с непроизносимыми согласными?
- За активную работу в классе получили оценки …
-За работу по карточке…
|
-Когда три согласные стоят рядом.
-Непроизносимые.
-Надо подобрать однокоренное слово в котором этот звук
произносится отчетливо.
|
15.Домашнее задание
|
С.
|
|
15.Рефлексия.
|
-Кто считает, что ему на уроке все было понятно, что он
сделал для себя какое-то открытие и
ему было приятно помогать Хозяйке леса, тот украсит окна класса голубой
снежинкой, а если сомневаетесь, что сумеете проверить написание слов с
непроизносимой согласной, то белой снежинкой. Итак, поможем Хозяйке леса
украсить наш класс к встрече Нового года.
|
|
16.Дополнительный материал.
|
. Мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказку
А.С.Пушкина про царя Салтана.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в
палате
На
престоле и в венце
С печальной
думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день
пасмурный?
Опечалился чему?
-Замените
подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы
получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.
С печальной - с
грустной.
Добрый день -
здравствуй.
Пасмурный -
ненастный.
-Подчеркните
непроизносимую согласную в слове.
|
Вспоминают сказку,
подбирают синонимы к подчеркнутым словам.
|