Непроизносимые согласные. - Виктория Владимировна Беланова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Виктория Владимировна Беланова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Виктория Владимировна Беланова / Блог / Непроизносимые согласные.


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 ноября 2011, 15:46, автор - хозяйка блога
Виктория Владимировна Беланова

Непроизносимые согласные.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

Тема: «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

 

Цели:1.Создать учебную проблемную ситуацию, в результате решения которой учащиеся выясняют, какие согласные считаются непроизносимыми, находят способ проверки непроизносимых согласных.

2.Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

3.Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

4.Прививать интерес к предмету, благодарность и уважение к матери.

 

Оборудование: слайды, карточки для индивидуальной работы, карточки с непроизносимыми согласными.

 

                                    Ход урока.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1 Организация внимания.

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

 

2.Чистописание.

 

Запишем число, классная работа.         Правильно соединяя, выпишем такие сочетания букв  стн  здн   лнц   вст

здравствуй

- Написание какой буквы надо запомнить в этом слове?

 

3.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.

Я хотела бы прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса./слайд 1/

В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы./слайд 2/

  Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то навсегда исчезнуть.

   Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам./слайд 3/

  Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

-Прочитайте текст.             1 слайд.

  Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Грус?но в эту пору в  лесу. Лишь поз?ний снег украсил деревья.

 

Выявляют ранее неизвестное в предложенном задании.

4.Анализ проблемной ситуации

  -Какие буквы похитил дед Буквоед или он  ничего и не похищал, ведь вы сумели прочитать текст и без этих букв.

  -А можно ли как-то проверить написание этих букв? Как вы думаете?

  -Давайте выпишем эти слова в столбик вместе с проверочными словами.

                              солнце - солнышко

                              ненастные - ненастье

                              грустно - грустить

                              поздний  - опоздать

   

 

Выявляют область недостающего знания.

 

-Подобрать родственное слово.

-Изменить слово, чтобы после согласной стоял бы гласный.

 

 

 

 

5.Поиск решения проблемы.

  -Вы согласные буквы вставляли или гласные? Как можно назвать согласные звуки, которые не слышны при произнесении?

  -Так как будет называться тема нашего урока?

  -Какие согласные могут быть непроизносимыми?

 

-Согласные.

-Непроизносимые.

 

-Непроизносимые согласные.

-Т, д, л, в.

 

6.Решение проблемы.

 

-А теперь  давайте подумаем, почему именно эти слова являются проверочными?

 

-Давайте откроем учебник и убедимся. Правильно ли мы назвали тему сегодняшнего урока? Прочитайте.

  -Прочитаем правило.

 

    Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

 

  -Теперь прочитаем правило на стр.116.

  -Правильный мы сделали вывод? Молодцы!

  -Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка.

  -А почему все-таки исчезают отдельные звуки?

  -  Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, то это называется стечением согласных. Три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

  - Мы писали эти стечения сегодня на уроке? Где?

 

-Они однокоренные и эти звуки в них отчетливо произносятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Трудно выговорить несколько рядом стоящих согласных звуков.

 

 

 

 

 

-В чистописании.

7.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

  Хозяйка леса благодарит детей за хорошую работу и разрешает им поиграть в снежки.

Честь – чес.ный.           Здравие – здра.ствуй.

Сердечный – сер.це.     Звезда – звез.ный.

Место – мес.ный.          Доблесть – доблес.ный.

 

 

 

8.Физминутка.

Потрудились – отдохнем,                                         Встанем, глубоко вздохнем.                                     Руки в стороны, вперед,                              Влево, вправо поворот.                                              Три наклона, прямо встать.                           Руки вниз и вверх поднять.                                    Руки плавно опустили,                                          Всем улыбки подарили.

 

9. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

Запись предложения под диктовку.

Сердце матери лучше солнца греет.

-Объясни написание орфограмм в словах этой поговорки.

-Почему так говорят?

      /Оцениваю работу.

Выполняют задание.

10. Работа с учебником.

-Выполните упр.228

 

    /Раздаю карточки для самостоятельной                индивидуальной работы.

Выполняют на доске и в тетрадях.

11.Физминутка.

Разотру ладошки сильно,                                                                                                                                              Каждый пальчик покручу.                                                                                                                            Поздороваюсь с ним сильно                                                                                                                                    И вытягивать начну.                                                                                                                                                        Руки я затем помою,                                                                                                                                                              Пальчик в пальчик я вложу,                                                                                                                                                       На замочек их закрою                                                                                                                                                              И тепло поберегу.                                                                                                                                               Выпущу я пальчики                                                                                                                                              Пусть бегут, как зайчики.

 

 

12.Словарная работа.

-Существуют такие слова с непроизносимыми согласными, которые нельзя проверить.  Слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными надо запомнить.

-Попробуйте отгадать, с какой непроизносимой согласной пишутся эти слова.

Словарь: праз.ник,  лес.ница, чу.ство.  

  Праздник – это день торжества.

  Слово праздник образовалось от слова празден- это значит свободный, нерабочий день.

-С историей возникновения остальных слов и написания в них непроизносимой согласной мы познакомимся на следующем уроке русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают буквы на индивидуальных карточках.

13. Самостоятельная работа.

Надо разбить слова на две группы.

   Яростный, известный, отгадка, звездный, прятки, лодка.

-На какие группы можно разбить эти слова.

-Напишите два столбика слов. Подчеркните непроизносимые согласные и парные согласные в корнях слов.

 

 

 

 

-На парные согласные в середине слова и непроизносимые согласные.

14.Итог урока.

-Что такое стечение согласных?

 

-Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

- За активную работу в классе получили оценки …

-За работу по карточке…

 

-Когда три согласные стоят рядом.

-Непроизносимые.

 

-Надо подобрать однокоренное слово в котором этот звук произносится отчетливо.

15.Домашнее задание

С.

 

15.Рефлексия.

-Кто считает, что ему на уроке все было понятно, что он сделал  для себя какое-то открытие и ему было приятно помогать Хозяйке леса, тот украсит окна класса голубой снежинкой, а если сомневаетесь, что сумеете проверить написание слов с непроизносимой согласной, то белой снежинкой. Итак, поможем Хозяйке леса украсить наш класс к встрече Нового года.

 

16.Дополнительный материал.

. Мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказку А.С.Пушкина про царя Салтана.

                Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

                На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

  Добрый день, князь ты мой прекрасный,

              Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

  -Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

  С печальной - с грустной.

  Добрый день - здравствуй.

  Пасмурный - ненастный.

  -Подчеркните непроизносимую согласную в слове.

 

Вспоминают  сказку, подбирают синонимы к подчеркнутым словам.

 

 



Тэги: НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.



ОБСУЖДЕНИЕ


Наталия Валентиновна Станкова2011-11-18 19:49:56 - Наталия Валентиновна Станкова
Виктория Владимировна! Вы перепутали блог с материалами. Все свои работы грузите в файлы.
Елена Григорьевна Булаева2011-11-18 19:49:57 - Елена Григорьевна Булаева
ммм, лучше на своей страничке файлом, читать будет удобнее...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу