Почему многие не любят классическую музыку?
При детальном анализе становится ясно, что в выразительных средствах
отличий между хорошей развлекательной и серьезной музыкой практически
нет. Так почему же многим в целом не нравится классическая
(академическая) музыка?
Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести
более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика
(изменение громкости), выбор инструментов и т.д. Все эти элементы
присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все
те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если
мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На
мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим
сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается
голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно
нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при
этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто
знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему
хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы
узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной
музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от
развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с
современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции
старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты
произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых»
песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если
бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто
так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент,
при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так
популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке
используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра.
Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не
задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется
ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе
этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за
кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино – это
развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати,
многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии.
Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня –
это одна музыкальная форма, а симфония – совсем другая. Если мы
посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни
продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться
композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но,
это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там
мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные
формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена,
что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом.
На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без
слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на
немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о
которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются
драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого
произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А
этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в
течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы
музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и
понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта,
не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не
китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся)
академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным
жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам –
это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры)
понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным
концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати,
были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на
симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать
непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.
|