« Задачи анализа музыкальных форм на уроках сольфеджио ».
Методическая работа преподавателя теоретических дисциплин
Собецкой Валентины Валентиновны
2014 год
Обучение музыканта-исполнителя ставит перед педагогом целый ряд задач. Это не только формирование исполнительских навыков и качеств, но и воспитание художественного мышления, художественного вкуса. Что ведёт к самостоятельности и зрелости в трактовке и исполнении музыкального произведения. В курсе ДМШ и ДШИ существует ряд дисциплин, направленных на системное решение задач, связанных с воспитанием музыкального вкуса у подрастающего поколения. Один из предметов является сольфеджио. На этих уроках педагог воспитывает у учащихся любовь к народной музыке, творчеству великих композиторов, развивает их музыкальные данные, знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков учащихся. Все компоненты уроков сольфеджио должны быть связаны со знаниями и навыками, приобретёнными на других занятиях различных предметов в ДМШ или ДШИ, и целенаправленно следовать к решению поставленных задач. Трудно переоценить роль анализа в системе взаимосвязанных музыкальных дисциплин. Именно анализ даёт возможность глубже понять произведение и осознанно работать над художественным образом. Анализ позволяет сделать «художественное открытие», которое концентрирует в себе новизну, оригинальность, свежесть произведения—то, благодаря чему это произведение хотя бы в скромной степени обогащает музыкальную культуру. Чудесным свойством музыки Д.Кабалевский называет ту особенность общения с ней, при которой «чем больше душевных сил мы ей отдаём, тем больше новых сил в ней черпаем». Анализ музыкальных произведений как форма общения с музыкой-искусством—процесс творческий, обогащающий человека духовно. Не всегда проникновение в музыку, ограниченное лишь прослушиванием, будет полным, достаточным для раскрытия художественного образа. Анализ же дополняет восприятие, а возможно и преобразует его. Основные задачи анализа как формы работы на уроках сольфеджио таковы: 1. Повысить интерес учащихся к музыке классической, сложной, высокохудожественной. 2. Способствовать более глубокому пониманию произведений учащимися. 3. Дать учащимся определённые знания и навыки, необходимые для того, чтобы разбираться в строении музыкальных произведений и в связях строения с содержанием музыки. 4. Познакомить учащихся с важнейшими элементами музыкального языка и с его выразительными возможностями. 5. Познакомить учащихся с общими принципами развития и формообразования в музыке. 6. Дать элементарные понятия о музыкальном синтаксисе, о музыкальных формах, об их трактовке в различных музыкальных стилях и жанрах. 7. Развивать навыки чтения с листа, навыки работы над нотным текстом, развивать слух, в том числе и внутренний. При этом очень важна межпредметная связь теоретических дисциплин и специальности. Анализ произведений идёт в двух направлениях: 1. От восприятия к сравнению с другими аналогичными произведениями, к сопоставлению с жанрами, сведениями о композиторе, эпохе. 2. Вглубь разбираемого произведения, что ведёт к более конкретному и точному представлению о содержании, характере, идее произведения. Но важно, чтобы в процессе работы над произведением анализ не стал самоцелью, а лишь служил методом в раскрытии художественного образа. Говоря о первом направлении нужно отметить, что всякое осознание начинается с восприятия. Поэтому важнейшая задача—научить учащегося правильно слушать музыку. При этом чем больше багаж услышанной музыки у учащегося, тем легче ему сделать выводы о новом произведении, провести параллели. Очень важен здесь грамотный подход педагога : поступенное, системное усложнение музыкального и теоретического материала .Разбор произведения всегда осуществляется в единстве слуховой и мыслительной деятельности. Впечатление слухового восприятия при переводе их на общезначимый язык понятий и терминов разносторонне осмысливаются: из запаса знаний извлекаются те, которые могут быть использованы для обозначения услышанного. Если же возникает необходимость в новом определении, ищется подходящий эквивалент. Умение аналитически воспринимать слышимое помогает в работе над произведениями на инструменте. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы на уроках сольфеджио—интонационные упражнения, пение с листа, творческой работой, диктантом. Таким образом, основные задачи этого направления следующие: -- воспитать целенаправленное восприятие;
-- СЛУЖИТЬ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С НОВЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; --
способствовать накоплению в памяти различных звуковых впечатлений; -- развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать, дифференцировать явления; -- помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха. Второе направление подразумевает более детальный разбор, а значит более глубокий, идущий от мелкого к крупному—так называемый дедуктивный метод, позволяющий на основе комплекса мелких элементов сделать один существенный вывод. Очень важен здесь анализ элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность произведения: звукоряды, гаммы, отрезки гамм, мелодические и ритмические обороты, интервалы и аккорды в мелодическом и гармоническом звучании. Работа над слышанием этого должна быть на каждом уроке, но не как сама цель, а как помощь в дальнейшей аналитической работе. Здесь же важна работа над слышанием и видением в нотном тексте границ периода, фраз, мотивов, направление мелодии, кульминация внутри периода, гармонический план, каденции. Отсюда делается более крупный анализ: тип периода, жанровость, количество частей (форма), особенности контраста частей, объединяющие элементы, тональный план целого произведения, кульминация всего произведения, характер и образ. Таким образом можно привести план, по которому возможен анализ музыкального произведения:
П Л А Н Ц Е Л О С Т Н О Г О А Н А Л ИЗА
1. Анализ первого периода. а) определение границы первого периода; б) деление на предложения, фразы, мотивы; в) характеристика каденций;
2. Тип периода. а) повторного или неповторного строения; б) квадратный или неквадратный, не делится на предложения, из 3-х предложений; в) однотональный или модулирующий;
3. Мелодия. а) инструментального или вокального типа; б) рисунок мелодии (восходящий, нисходящий, волнообразный, с поступенным плавным движением, со скачками –широкими ходами); в) кульминация и движение к ней; г) приёмы развития( повтор, варьированный повтор, секвенция, контраст-сопоставление, ядро-развёртывание);
4. Гармония. а) лад (мажор, минор, народные лады, диатоника, хроматика); б) тональный план (отклонение, модуляция); в) аккордика (консонансы, диссонансы);
5. Метр, ритм, темп. а) однообразный, разнообразный; б) характерные ритмические группы; в) жанровость (песня, танец, марш);
6. Регистр, тембр, динамика.
7. Фактура. а)гомофонно-гармоническая, полифоническая, аккордовая; б) густая насыщенная, прозрачная;
А Н А Л И З В С Е Г О П Р О И З В Е Д Е Н И Я :
1. Определение формы. период простая 2-хчастная простая 3-хчастная сложная 2-хчастная сложная 3-хчастная рондо куплетная вариации сонатная форма (сонатное аллегро) сюита
2. Особенности контраста частей. Ладовые метро-ритмические фактурные тесситурные темповые тематические
3. Объединяющее начало частей. Общность темпа, метра масштабы частей стиль мелодии стиль гармонии жанровые признаки образы
4. Способы развития произведения. Повторность вариационность разработка контраст-сопоставление свободное развёртывание
5. Жанровые признаки. Наличие песенности танцевальности маршевости изобразительности
6. Художественные особенности и образность.
Художественное открытие. Нет необходимости доказывать, сколь полезна такая работа для развития слуха. Поставленный в условия, при котором его активное функционирование неизбежно, слух постепенно приобретает свойства, позволяющие ему всё более дифференцированно и вместе с тем осмысленно наблюдать музыкальную ткань. Постепенное, год от года углубление анализа музыки (но всегда на доступном уровне трудности, т.е. в пределах возможности учащихся ) идёт параллельно и взаимосвязано с развитием музыкального сознания и слуха учащихся. И если на первых этапах работы бывает достаточным умение разграничивать резко различающиеся элементы музыкальной речи, то со временем учащимися приобретается способность к более тонкой слуховой дифференциации выразительных средств. Анализ музыки неотделим от её восприятия и является в своей основе чисто слуховым. Только постоянные слуховые впечатления дают импульс анализирующей мысли, и чем полнее и глубже восприятие, тем больше для неё материала. Более того, полноценное эстетическое восприятие вызывает желание понять, почему эта музыка так волнует, откуда возникает ощущение прекрасного. Потребность в художественном анализе должна быть естественным следствием эстетически содержательного восприятия.
Список используемой литературы. 1.
Способин И. Музыкальная форма.- М,Музыка,1984г. 2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений.- М,Музыка, 1979г. 3. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М,Педагогика,1985г. 4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л,Музыка, 1971г. 5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки.- М, Музыка, 1983г. 6. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений.- М, Музыка, 1980г. 7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио.- М, Музыка, 1986г. 8. Мюллер Т. Гармония. – М, Музыка, 1976г.