Методическая разработка - Валентина Валентиновна Собецкая
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Валентина Валентиновна Собецкая


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валентина Валентиновна Собецкая / Блог / Методическая разработка


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 мая 2014, 05:48, автор - хозяйка блога
Валентина Валентиновна Собецкая

Методическая разработка

« Задачи   анализа   музыкальных         форм   на   уроках   сольфеджио ».

Методическая   работа   преподавателя               теоретических дисциплин                  Собецкой    Валентины   Валентиновны

  2014 год

                                                          

   Обучение  музыканта-исполнителя   ставит   перед   педагогом   целый   ряд задач. Это   не   только   формирование   исполнительских   навыков и качеств, но и воспитание художественного   мышления, художественного   вкуса. Что   ведёт   к самостоятельности и зрелости в трактовке и   исполнении   музыкального   произведения.                    В   курсе   ДМШ и ДШИ   существует   ряд   дисциплин, направленных   на   системное   решение задач, связанных  с воспитанием   музыкального   вкуса   у   подрастающего   поколения. Один из   предметов   является   сольфеджио. На   этих   уроках   педагог   воспитывает   у   учащихся   любовь   к   народной   музыке, творчеству   великих   композиторов, развивает   их   музыкальные   данные, знакомит с   теоретическими основами   музыкального   искусства, помогает   выявлению   и   развитию   творческих   задатков учащихся. Все   компоненты   уроков   сольфеджио   должны   быть   связаны   со   знаниями   и навыками,   приобретёнными   на   других   занятиях  различных   предметов в ДМШ   или   ДШИ, и   целенаправленно   следовать   к   решению   поставленных   задач.           Трудно   переоценить   роль   анализа   в   системе   взаимосвязанных   музыкальных   дисциплин. Именно   анализ   даёт   возможность   глубже   понять   произведение   и   осознанно   работать   над   художественным   образом. Анализ   позволяет   сделать   «художественное   открытие», которое   концентрирует   в   себе   новизну, оригинальность, свежесть   произведения—то, благодаря   чему   это   произведение   хотя   бы в скромной   степени   обогащает   музыкальную   культуру.                       Чудесным   свойством   музыки   Д.Кабалевский   называет   ту   особенность   общения   с   ней, при   которой   «чем   больше   душевных   сил   мы   ей   отдаём, тем   больше   новых   сил   в ней   черпаем». Анализ   музыкальных   произведений   как   форма   общения с   музыкой-искусством—процесс   творческий, обогащающий   человека   духовно. Не   всегда   проникновение   в   музыку, ограниченное   лишь   прослушиванием, будет   полным, достаточным   для   раскрытия   художественного   образа. Анализ  же   дополняет   восприятие, а   возможно и преобразует   его.                                                                                              Основные   задачи   анализа   как   формы   работы   на   уроках   сольфеджио   таковы:                                                                                                  1. Повысить   интерес   учащихся   к   музыке   классической, сложной, высокохудожественной.                                                                                                              2. Способствовать   более   глубокому   пониманию   произведений   учащимися.                                                    3. Дать   учащимся   определённые   знания и навыки,   необходимые   для   того, чтобы   разбираться   в строении   музыкальных   произведений   и в   связях   строения с   содержанием   музыки.                                    4. Познакомить   учащихся   с   важнейшими   элементами   музыкального   языка и   с   его   выразительными   возможностями.                                      5. Познакомить   учащихся   с   общими   принципами   развития и   формообразования в   музыке.                                                                                            6. Дать   элементарные   понятия   о музыкальном   синтаксисе, о   музыкальных   формах, об   их   трактовке   в различных   музыкальных   стилях   и   жанрах.                                                                                            7. Развивать   навыки   чтения с листа, навыки   работы   над   нотным   текстом, развивать   слух, в том   числе и   внутренний.                                                                          При   этом   очень   важна   межпредметная   связь   теоретических   дисциплин и   специальности.                                                                                                                        Анализ   произведений   идёт в двух   направлениях:                                                                                                              1. От   восприятия к сравнению с   другими   аналогичными   произведениями, к   сопоставлению с   жанрами,   сведениями   о   композиторе, эпохе.         2. Вглубь   разбираемого   произведения, что   ведёт   к   более   конкретному   и   точному   представлению   о   содержании, характере, идее   произведения.                                     Но   важно, чтобы в   процессе   работы   над   произведением   анализ   не   стал   самоцелью, а   лишь   служил   методом   в   раскрытии   художественного   образа.                                                                                                                                           Говоря   о   первом   направлении   нужно   отметить, что   всякое   осознание   начинается   с   восприятия. Поэтому   важнейшая   задача—научить   учащегося   правильно   слушать   музыку. При   этом   чем   больше   багаж услышанной   музыки у учащегося, тем   легче   ему сделать   выводы   о новом произведении, провести   параллели. Очень   важен   здесь   грамотный   подход   педагога : поступенное, системное   усложнение   музыкального   и   теоретического материала .Разбор   произведения   всегда   осуществляется   в   единстве   слуховой   и   мыслительной   деятельности. Впечатление   слухового   восприятия   при   переводе   их   на   общезначимый   язык   понятий   и   терминов   разносторонне   осмысливаются: из   запаса   знаний   извлекаются   те, которые   могут   быть   использованы   для   обозначения   услышанного. Если   же   возникает необходимость   в   новом   определении, ищется   подходящий   эквивалент.   Умение   аналитически   воспринимать   слышимое   помогает   в работе   над   произведениями   на инструменте. Музыкальное   восприятие   создаёт   необходимую слуховую   базу для   изучения и   осознания   разнообразных   музыкальных явлений   и   понятий. Оно   тесно   связано с   остальными   формами работы   на   уроках   сольфеджио—интонационные   упражнения, пение с листа,   творческой   работой, диктантом.            Таким   образом, основные   задачи   этого   направления   следующие:                          -- воспитать   целенаправленное   восприятие;                                                           -- СЛУЖИТЬ   ОСНОВНЫМ   СРЕДСТВОМ   ЗНАКОМСТВА   С   НОВЫМИ   МУЗЫКАЛЬНЫМИ   ЯВЛЕНИЯМИ;                   -- способствовать   накоплению   в   памяти   различных   звуковых   впечатлений;        -- развивать   музыкальное   мышление   учащихся, то   есть   способность   осознавать   слышимое, проводить   сравнения, синтезировать, дифференцировать   явления;                                                                                                                  -- помогать   развитию   и   укреплению   памяти и внутреннего   слуха.                             Второе   направление   подразумевает   более   детальный   разбор, а значит   более глубокий, идущий   от   мелкого к крупному—так   называемый   дедуктивный метод, позволяющий   на   основе   комплекса   мелких   элементов   сделать   один   существенный   вывод. Очень   важен   здесь   анализ   элементов   музыкального   языка, которые   определяют   собой   выразительность   произведения: звукоряды, гаммы, отрезки   гамм, мелодические   и   ритмические   обороты, интервалы и   аккорды   в   мелодическом и   гармоническом   звучании. Работа   над   слышанием   этого   должна быть   на   каждом   уроке, но   не   как   сама   цель, а   как   помощь в   дальнейшей   аналитической   работе. Здесь   же   важна работа   над   слышанием   и   видением   в   нотном   тексте   границ   периода, фраз, мотивов, направление   мелодии, кульминация внутри   периода, гармонический   план, каденции. Отсюда   делается   более   крупный   анализ: тип   периода, жанровость, количество   частей (форма), особенности   контраста   частей, объединяющие элементы, тональный   план   целого   произведения, кульминация   всего   произведения, характер и образ.                                                                         Таким   образом   можно привести   план, по   которому   возможен   анализ   музыкального   произведения:                                  П Л А Н      Ц Е Л О С Т Н О Г О      А Н А Л ИЗА                                                                                                                                                                                                                1.     Анализ   первого   периода.                        а) определение   границы   первого   периода;                                                                б) деление   на   предложения, фразы, мотивы;                                                                в) характеристика   каденций;                                                                                                                     2.     Тип   периода.                                                                                                                              а) повторного   или   неповторного   строения;                                                                   б) квадратный   или   неквадратный, не   делится   на   предложения, из   3-х предложений;                                                                                                                              в) однотональный   или   модулирующий;                                                                                         3.    Мелодия.                                                                                                                                        а)   инструментального   или   вокального   типа;                                                                     б)   рисунок   мелодии (восходящий, нисходящий, волнообразный, с поступенным   плавным   движением, со   скачками –широкими   ходами);                                        в)   кульминация и   движение к   ней;                                                                                      г)   приёмы   развития( повтор, варьированный   повтор, секвенция, контраст-сопоставление, ядро-развёртывание);                                                                                                4.    Гармония.                                                                                                                                       а)   лад (мажор, минор, народные   лады, диатоника, хроматика);                        б)   тональный   план (отклонение, модуляция);                                                              в)   аккордика   (консонансы, диссонансы);                                                                                  5.    Метр, ритм, темп.                                                                                                                                 а)   однообразный, разнообразный;                                                                                    б)   характерные   ритмические   группы;                                                                                      в)   жанровость (песня, танец, марш);                                                                                                      6.    Регистр, тембр, динамика.                                                                                                                             7.    Фактура.                                                                                                                                             а)гомофонно-гармоническая, полифоническая, аккордовая;                                           б) густая   насыщенная, прозрачная;                                                                                                                                                                                                                                                           А Н А Л И З      В С Е Г О      П Р О И З В Е Д Е Н И Я :                                                                                                                                                                                                                                   1.   Определение   формы.                                                                                                            период                                                                                                                                     простая   2-хчастная                                                                                                              простая   3-хчастная                                                                                                                   сложная   2-хчастная                                                                                                                    сложная   3-хчастная                                                                                                                  рондо                                                                                                                                        куплетная                                                                                                                                 вариации                                                                                                                                  сонатная   форма   (сонатное   аллегро)                                                                           сюита                                                                                                                                                      2.   Особенности   контраста   частей.           Ладовые                                                                                                                                        метро-ритмические                                                                                                               фактурные                                                                                                                               тесситурные                                                        темповые                                                                                                                                 тематические                                                                                   3.   Объединяющее   начало   частей.                                                                                     Общность темпа, метра                                                                                                     масштабы   частей                                                                                                                 стиль   мелодии                                                                                                                           стиль   гармонии                                                                                                                                 жанровые   признаки                                                                                                                      образы                                                                                                                                                  4.   Способы   развития   произведения.                                                                                              Повторность                                                                                                                            вариационность                                                                                                                     разработка                                                                                                                              контраст-сопоставление                                                                                                     свободное   развёртывание                                                                                                           5.   Жанровые   признаки.                                                                                                              Наличие   песенности                                                                                                           танцевальности                                                                                                                     маршевости                                                                                                                            изобразительности                                                                                                                               6.   Художественные   особенности   и   образность.                                                                                                                                                                                                             Художественное   открытие.                                                                                                         Нет   необходимости   доказывать, сколь   полезна   такая   работа   для   развития   слуха. Поставленный в условия, при   котором   его   активное   функционирование   неизбежно, слух   постепенно   приобретает   свойства, позволяющие   ему   всё   более   дифференцированно и   вместе   с   тем   осмысленно   наблюдать   музыкальную   ткань. Постепенное, год   от   года   углубление   анализа   музыки (но   всегда   на   доступном   уровне   трудности, т.е. в   пределах   возможности   учащихся       )   идёт   параллельно   и   взаимосвязано   с   развитием               музыкального   сознания   и   слуха   учащихся. И   если   на   первых   этапах   работы   бывает   достаточным   умение   разграничивать   резко   различающиеся   элементы   музыкальной   речи, то   со   временем   учащимися   приобретается   способность   к   более   тонкой   слуховой   дифференциации   выразительных   средств.                                                     Анализ   музыки   неотделим   от   её   восприятия   и   является   в   своей   основе   чисто   слуховым. Только   постоянные   слуховые   впечатления   дают   импульс анализирующей   мысли, и   чем   полнее   и   глубже   восприятие, тем   больше   для   неё   материала. Более   того, полноценное   эстетическое   восприятие   вызывает   желание   понять, почему   эта   музыка   так   волнует, откуда   возникает   ощущение   прекрасного. Потребность   в   художественном   анализе   должна   быть   естественным   следствием   эстетически   содержательного   восприятия.                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   используемой   литературы.                                                                                                                                                                            1. Способин   И.   Музыкальная   форма.-   М,Музыка,1984г.               2.   Мазель   Л.     Строение   музыкальных   произведений.-                                                                                                  М,Музыка, 1979г.                3.   Энциклопедический   словарь   юного   музыканта.-                                                                                 М,Педагогика,1985г.                              4.   Асафьев Б.В. Музыкальная   форма   как   процесс.-                                                                                    Л,Музыка, 1971г.                                    5.   Вахромеев   В.А.   Элементарная   теория   музыки.-                                                                                    М, Музыка, 1983г.                                     6.   Цуккерман В.   Анализ   музыкальных   произведений.-                                                                             М, Музыка, 1980г.                                       7.   Давыдова   Е.В. Методика   преподавания   сольфеджио.-                                                                      М, Музыка, 1986г.                                  8.   Мюллер Т.   Гармония. – М, Музыка, 1976г.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу