ИЗ КРИЗИСА ОБРАЗОВАНИЯ К
УСПЕХУ
Автор Леонов Николай Филиппович
Кризис образования отмечен как мировое
явление в работах многих ученых и в официальных документах ЮНЕСКО. (Доклад
ЮНЕСКО “Образование: сокрытое сокровище” (журнал “Международное сотрудничество”
9/97)
Ситуация в
школе, нисколько не изменилась со времён К.Д. Ушинского, который по этому
поводу писал, имея в виду эффективность обучения: «
Вся тяжесть школьного занятия при таком преподавании, весьма лёгком для учителя и потому весьма
употребительном, падает на ученика. Просидев без всякой пользы шесть
битых часов в классе, пропустив, по всей вероятности, половину объяснений, он
должен сам приготовить урок в часы свободные от классов».
Ушинский
К.Д
"Журнал для воспитания" (1858, N 11).
Так
по результатам Центра сравнительных
социологических исследований и Института Гэллапа "от
88 до 93 процентов учащихся даром просиживают школьные занятия....
Мировой образовательный конвейер честно
обслуживает в лучшем случае(!) 10-12% своих юных подданных." (Зверев
А. Школа без Коменского // Народное образование. 2003. №2. с.12).
В
чём
же причина…? Рассматривая теорию и
практику педагогики, приходим к выводу, что существующая педагогика делает
совсем не то, что надо делать, для правильного и эффективного обучения и
воспитания, но делает это упорно. Приведу некую аналогию. Например, гвоздь можно забивать остриём в
стену, но можно забивать и шляпкой в стену. Внешне, в обоих случаях процесс
идёт, но во втором случае трудностей,
шума и проблем возникает намного больше, а деятельность видна ярче. Второй
способ очень затратный, но педагогика трудностей не боится и работает с
использованием второго способа, делает
это старательно и упорно.
Педагогика до того
отупела, что многие её практики и теоретики
от безисходности дальнейшего совершенствования качества познавательного процесса опустив руки и
приводят аналогию - «не возможно напоить лошадь если она не хочет пить».
Углубляясь в педагогическую сущность,
я понял, что н
евозможно
решить проблему создания 100% качества обученности на том же средневековом
научном уровне, на котором она находится. Нужно в корне менять научный подход
и идеологию учебно-воспитательного
процесса.
Тупик, в
котором находится вся мировая педагогика,
заключается в том, что существующий учебно-воспитательный процесс основан на
грубых методологических ошибках
педагогики, на ошибках
существующих ещё со средних веков
и даже ранее.
Как показывает практика, и
справление этих методологических ошибок и нелепостей,
даже без каких- либо технических средств полностью снимает препятствие для
достижения предельно высокого качества обученности всех учащихся. Учебный
процесс переходит из мечты в реальность.
Рассмотрим несколько фрагментов ошибок
и нелепостей, создавших тупик совершенствования качества образования. Начнем
это рассмотрение с гносеологии познавательного процесса.
Что такое учение? Не обучение учителем, а процесс восприятия и формирования
знаний, умений и навыков учащимися. Учение в плане деятельности учащегося –
это, прежде всего, -
труд. Учение
это тяжёлый интеллектуальный труд! Этот труд своей тяжестью не отличается от
труда бухгалтера, экономиста, конструктора, менеджера, артиста и многих других
профессий. Вдобавок
для школьников этот
труд фактически
по принуждению. Вот поэтому дети и не хотят учиться.
Эта серьёзная проблема нерешённая и не
решаемая педагогикой. Конституция РФ
ст. 37 п.2 говорит: - «Принудительный
труд запрещён», но об этом все помалкивают, очевидно, считают, что изучение
чего-то не есть труд. (В то время как в
производственных отношениях давно найдены методы организации эффективного
труда).
Создано противоречие!
В то время как у многих детей нет желания
выполнять не нужный им учебный труд, то у всех учителей есть обязанность их
научить. В старые времена учащихся, не желающих успешно учиться, принуждали
учиться поркой, но сейчас это нонсенс. Естественно, что в таких условиях без
принуждения извне «без кнута и пряника» большое количество учащихся учиться
успешно не будет. Поэтому и не учатся. В
такой противоречивой ситуации учителя не могут работать эффективно, так как не
имеют возможности и полномочий принуждать нежелающих учиться, а многие ученики,
в свою очередь, не хотят подневольно выполнять нежелательный для них труд.
Учитель, не справляясь с
выполнением возложенной на него государственной задачи, как правило, всегда
сваливает всю вину своей беспомощности и недоработки на самого ученика и на его
родителей. При этом обвиняет ученика (в его естественном состоянии) в том, что он не хочет изучать то, что не
считает нужным. Такая ситуация в организации обучения накачивает школы
насилием, страхом и мракобесием.
Развивает девиантное поведение детей, создаёт угрозу учителям и детям.
Некоторые учащиеся становятся агрессивными и всячески мстят учителям. В этом причина холодной и горячей войны между
учителями, учащимися и родителями учащихся, нередко приводящая к трагедиям
суицидам, колумбайну (https://dzen.ru/video/watch/6321c9c4a2f11f7cfb7fb799?t=8).
Тем не менее, образовывать детей
необходимо и мы легко решаем эту проблему.
Решая это противоречие, продолжим вникать в
гносиалогии
понятия учение.
Что собой представляет учение для ученика? Как общепринято - это процесс восприятия и
формирования знаний, умений и навыков учащимися. Знания, умения и навыки никто
в ученика не вкладывает, не вталкивает и не впихивает, ученик их воспринимает и
формирует сам. Любое живое существо при определённых условиях это делает всегда
само и только само. Человеку разумному, как и многим другим живым существам,
генетически с рождения присуща самообучающая функция, без которой он просто не
смог бы выжить как вид, а, тем более, создать цивилизацию. Поэтому,
восприятие и формирование знаний и умений
учащимся это есть самообучение. Учащийся
является субъектом познавательного процесса.
Без
самообучения нет учения, нет развития! Значит
надо
преобразовать принуждение детей учиться извне в их принуждение изнутри, то есть
в принуждение учить самого себя, также
как это делается в живой природе
.
Самообучение
это основа выживания и всякого развития, подчёркиваю - не обучение - учить, принуждая извне, а самообучение по принуждению
учить самого себя. Если у человека нет желания учиться, то его трудно чему
- либо научить. Фактически
никто никого
не учит!
Каждый человек учится сам,
путём активного наблюдения всеми органами чувств и запоминания происходящих
событий. Даже принуждая человека учиться, в зависимости от его желания, в угоду
требованию он может включить самообучение. Применяя увиденное на практике событие,
человек приобретает опыт. Комбинируя в разных сочетаниях полученные им знания и
опыт, человек становится творцом новых знаний и опыта. Вспомните, вас не учили
говорить, ходить и многое другое. Вы научились это делать сами, вам только
создавали условия в этом направлении.
Следовательно,
главная методологическая ошибка
существующей педагогики, из-за
которой не только высокого качества образования
нет, но и в принципе не может быть. Она является тупиком развития
качества образования и заключается в
том, что
учителя учат детей, вопреки их
желанию, в то время как любой человек всегда
обучает себя сам
.
Субъектом управления своей познавательной
деятельности является сам человек. Поэтому субъект педагог должен
взаимодействовать в учебно-воспитательном процессе как с субъектом учеником, а
не с объектом учеником, как это делается в существующей педагогике. Если
учащийся в учебном процессе не включён в самообучение и самовоспитание, то это
не обучение, это имитация обучения. Это
забивание гвоздя шляпкой в стену.
Для предотвращения указанной педагогической
ошибки целесообразно использовать технологию учебного
процесса, в котором требуется от педагога не учить, а всего лишь
управлять самообучением каждого учащегося,
то есть выполнять работу менеджера. Название профессии – учитель, уже говорит о
неэффективной его деятельности. Поскольку в России, все педагоги - учителя, то
это
значит, что
высококачественного учебного процесса в
принципе не может быть! Это и объясняют данные
и
нститута Гэллапа
"от 88 до 93 процентов учащихся бесполезно просиживают школьные занятия,
прочем не только школьники, но и студенты также,
а это бесполезная трата колоссальных материальных ресурсов.
Главная методологическая
ошибка создаёт в учебном процессе лавину других ошибок и
нелепостей в логике построения существующего учебного процесса.
Далее рассмотрим устоявшиеся и непререкаемые элементы
существующего учебного процесса.
Продолжение следует
Тэги:
педагогика в тупике,
качество образования в заднице,
дети не хотят учится,
учителя в беспомощности поднять качество