Обоснование
выбора образовательной педагогической технологии в 5
классе
Педагогический рынок труда выставляет свои
требования к профессионализму, в основе которого лежит
знание
педагогических технологий.
Технология
– это всё, что находится между целью и результатом.
Непременное условие развития рыночных отношений в
сфере педагогических услуг – это гарантия высокого качества продукта.
Знания для человека сегодня приобретают конкретный,
прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, гарантия защищённости.
Технологизацизация
и рыночные отношения
на
современном этапе - вопрос нетривиальный. Воспитательный труд отличается от
других видов общественно-полезного труда только спецификой, он имеет свой
продукт, свои технологии и их рыночную стоимость.
Чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда,
педагогу необходимо знание как минимум трёх педагогических технологий:
1.
Продуктивная
(предмето-ориентированная) технология. Процесс строится «от предмета».
2.
Щадящая
(личностно-ориентированная). Процесс строится «от ученика».
3.
Технология
сотрудничества (партнёрства). Равноценны ученик и предмет.
В работе преподавателя технологии определяют успех
на 80 %, а индивидуальное мастерство на 20 %.
Педагогика всё меньше зависит от личности педагога.
Технология
в личностном исполнении педагога – таков продукт рыночных отношений.
Цели процесса при каждой технологии различны, они
завершаются созданием различных продуктов. Если процесс направляется «от
предмета», то создаваемый продукт не тождественен тому, который получается,
если процесс направляется «от личности».
В зависимости от того, какие требования
предъявляются к педагогическому продукту, избирается та или иная схема
(технология) организации процесса.
Казалось бы, важнейшим критерием целесообразности
выбора организации процесса являются объём знаний, умений, качество обучения.
Но это не всегда так. Не всем потребителям педагогических услуг в современных
условиях нужны знания. Для кого-то будет важным развитие способностей, склонностей,
дарований ребёнка. Кому-то нужны качественные знания, прочие навыки, а кое кто
захочет удовлетворить в школе свои потребности в общении, самовыражении.
Правильный выбор технологии, который отвечает
потребностям обучения, залог успеха.
Личностно-ориентированная
педагогика
предполагает мягкое, щадящее обучение,
но без гарантии, что ребёнок получит прочные знания.
Продуктивная
(авторитарная)
– трудное, конкретное, результативное
обучение.
Предмето-ориентированная технология широко
применяется в обучении военных специалистов. Предъявляемые ею требования чрезвычайно
высокие и полностью игнорируют индивидуальность.
Многие Россияне выбирают традиционное продуктивное
обучение с элементами авторитаризма.
На мой взгляд, необходимый в современных условиях
вариант в гимназии – это
педагогика сотрудничества с
незначительным уклоном в авторитаризм.
Ниже приведена таблица современных образовательных
технологий, которая позволит более детально проследить выбор базисной
технологии для данного класса (5а класс) и концепцию обучения, оптимальную для
данного класса.
Приоритет был определён исходя из начальных
характеристик учащихся,
времени контакта
с данной группой учащихся и школьного стажа данной группы детей.
Вывод:
для данной группы учащихся наиболее приемлема
модель технологии сотрудничества с лёгким уклоном в авторитаризм.
В дальнейшем считаю возможным переводить данную
группу на предмето-ориентированные технологии
обучения.
Перевод данной группы учащихся
на предмето-ориентированные технологии считаю
обоснованным, т.к. дети данной группы когнитивно высоко развиты, с высоким
уровнем познавательной активности. Сроки контакта с данной группой – 1,5 года.
Показатели мониторинга высокие (100 %).
Предлагаю
перевести учащихся данной группы на продуктивные технологии обучения в
2012-2013 учебном году.
Прошу рассмотреть учащихся данной группы (5а класс)
как потенциальную «спецгруппу» и рассмотреть перевод на продуктивные технологии
обучения в следующем учебном году, что позволит создать резерв учащихся для
участия в олимпиадах, конкурсах и, в конечном итоге, поднять уровень гимназии
по результатам рейтингов.
Технологии
Название технологии
|
Продуктивная педагогическая технология
|
Технология сотрудничества
|
Щадящая технология
|
Цели
|
Полное и глубокое усвоение практически необходимых
знаний, умений и навыков
|
Усвоение знаний. Умений и навыков с учётом
потребностей и возможностей ученика
|
Развитие личностных качеств посредством избранных
самим учеником знаний
|
Направленность
|
На усвоение продуктивных знаний, умений и навыков
|
На формирование знаний и развитие личности
|
На развитие личностных качеств
|
Приоритеты
|
Предмет изучения
|
Познавательный труд
|
Личность ученика
|
Продукт
|
Глубокое усвоение на избранном уровне
|
Усвоение предложенных школой знаний без
гарантированного применения
|
Ознакомление с произвольными знаниями по желанию
ученика
|
Гарантии
|
Полное усвоение на избранном уровне
|
Гарантии полной обученности нет
|
Никаких гарантий
|
Отношения
|
Авторитаризм. Ведущая роль учителя
|
Демократизм. Паритетные отношения
|
Педоцентризм. Ведущая роль ученика
|
Сроки
|
Полная средняя школа за 10 лет
|
Полная средняя школа за 11 лет
|
Школа за 12-13 лет
|
Затраты труда учителя
|
Высокие
|
Высокие
|
Низкие
|
Квалификация педагога
|
Высокая
|
Высокая
|
Низкая
|
Схема обучения
|
Жёстко-регламентированная, без отклонений. По
алгоритму и технологии.
|
По взаимному соглашению.
|
Учительствовать могут все.
|