Коррекционно–развивающие
занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями саморегуляции
В настоящее время отмечается
увеличение количества детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности,
нарушениями в познавательной сфере. в частности, в виде синдрома дефицита внимания
с внешними проявлениями гиперактивности. Проблема гиперактивности в настоящее
время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым
годом увеличивается.
Цель : Становление основ саморегуляции
поведения детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с нарушениями в
произвольной деятельности, в том числе с СДВГ.
Задачи :
-снижение эмоционального
напряжения
-развитие и повышение объема
внимания (концентрация, переключаемость, распределение)
-тренировка психомоторных функций
-снижение эмоционального напряжения
-тренировка узнавания эмоций по внешним
сигналам
-обучение детей выразительным движениям
-формирование у детей моральных представлений
-коррекция поведения с помощью ролевых игр
Коррекционно-развивающая
занятия предназначены для детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями саморегуляции произвольной деятельности, в
т.ч. с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
В комплекс
включены нейроприхологические упражнения:
• растяжки,
• дыхательные
упражнения,
• глазодвигательные
упражнения,
• упражнения
для языка и мышц челюсти,
• перекрестные
(реципрокные) телесные упражнения,
• упражнения
для развития мелкой моторики рук,
• упражнения
для релаксации и визуализации,
• функциональные
упражнения,
• упражнения
для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
• упражнения
с правилами.
Конспект занятия
Место проведения: кабинет
психолога.
Оборудование: коврики,
магнитофон, аудиозапись.
Музыкальное сопровождение:
релаксационная музыка.
I.Приветствие
Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и
сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в
индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен
напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение
сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор
называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в
отдельности правая рука, левая рука,
шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и
«вол¬ не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо
научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с
напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых
движений головой или «размять» икры ног и т. д.
Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через
левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытая правой ноздри
используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для
закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное,
глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого
полушария головного мозга, способствует
успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу
левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Голова
фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений
глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем
вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
II.Основная часть
Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.
• «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от
мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой
рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно
сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром
на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет
пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной
программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя
руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении
взрослый предлагает ребенку помогать себе командами
• «Ухо—нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с
точностью до наоборот».
Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного
контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Каждый из них
пропевает песенку, сопровождая ее определенными мануальными жестами:
«Чайничек (вертикальные движения
ребрами ладоней)!
На чайничке — крышечка (левая
рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над
кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке—дырочка (указательный и
большой пальцы обеих рук делают колечки). Из дырочки пар идет (указательными
пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки.
Дырочка в шишечке, Шишечка на
крышечке, Крышечка на чайничке».
При последующем повторении
песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:
«Гу-гу-гу! На чайничке — крышечка и т. д.».
Функциональное упражнение
«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной
стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают
медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек.
Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты инструктор подает
сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался
самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает
с группой трудности в выполнении упражнения.
Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы покоя и
расслабления мышц рук. Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите
руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени.
Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Посмотрите: мы — олени, Рвется
ветер нам на встречу!
Ветер стих, Расправим плечи, Руки
снова на колени. А теперь немножко лени...
Руки не напряжены И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики! Дышится
легко, ровно, глубоко».
iII. Заключительная часть
Дети обмениваются впечатлениями
от занятия.
Прощание.
Тэги:
саморегуляция,
коррекционно-развивающие занятия