![](img/empty.gif) Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) -ученик Платона, разошедшийся с ним во взглядах, основоположник психологии. По Аристотелю, душой обладает все живое, добродетель ее в мудрости и практичности. Он разработал учение о методах мышления, став родоначальником формальной логики: познание понимается им как цепочка последовательных умозаключений.
Платон
Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, создал собственную идеалистическую теорию. Божественный разум создает идеально устроенный мир, он независим от человека и не познаваем разумом. Состоит он из идей. Окружающий нас мир -лишь его бледная копия, хаотичная и противоречивая. Каждая реальная вещь (стул или собака) только случайная реализация идеи стула или собаки вообще. Платон -родоначальник утопии: идеальным полисом правят философы, заботящиеся о душах его граждан.
Сократ
Сократ (470-399 гг. до н.э.) заложил основы идеализма. Он вел лишь устные занятия, и взгляды его изложил Платон. Человек, считал Сократ, отличается от животных наличием души т.е. нравственности и разума. Бессмертная душа нуждается в заботе, и сверхзадача каждого человека познать самого себя.- порочность идет от незнания; если он знает, что есть благо, дурного ему не захочется. Идеи фшгософа вызывали опасения и ненависть афинских политиков, и Сократ был казнен.
Элементы, семена и атомы
Эмпедокл (ок 490-430 гг. до н.э.) и его последователи утверждали, что вселенная рождается из смешивания 4 элементов: воздуха, земли, огня и воды. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) считал, что мир возник из хаоса крошечных семян благодаря Нусу (уму), содержащему полное знание обо всем на свете. Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) думали, что основа бытия невидимые атомы и 1густота. Этих философов называют атомистами.
Элейская школа
Представители Элейской школы (конец VI начало V в. до н.э.) -элеаты сформулировали новые концепции сущности бытия и его познаваемости. Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н.э.) считал, что бог это весь космос, вечный и неизменный, обладающий абсолютным знанием. Парменид из г. Элей (ок. 540- 470 гг. до н.э.) доказывал, что небытия нет, бытие же вечно, неизменно и неподвижно, а изменчивость видимого мира -лишь иллюзия, порожденная ощущениями. Его последователь Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) подчеркивал противоречие между разумом и чувствами: мир в ощущениях изменчив, а в мышлении неподвижен и целостен. Это истоки диалектики.
Пифагорейцы
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.), познакомившись с египетскими и вавилонскими науками и таинствами, основал Пифагорейский союз религиознофилософское товарищество, разглашать тайны которого запрещалось. Известно, что Пифагор считал душу бессмертной и развивал идею переселения душ. Полагая, что самое мудрое это число, он описывал мир через соотношения чисел и геометрические фигуры: земля куб, огонь пирамида, воздух октаэдр. Многие теории Пифагора оказали влияние на других греческих философов и не утратили своего значения до сих пор (например, иррациональные числа).
Первые мыслители
Философия возникла в Ионии (на западе Малой Азии) в конце VII-VI в. до н.э. Она охватывала всю науку (естественные и гуманитарные знания). Один из семи мудрецов Фалес из Милета полагал, что вся живая и неживая природа возникла из воды, наделенной разумом. Все в мире имеет душу, в силу чего подвержено изменениям. Вслед за Фалесом Анаксимандр (ок. 610 540 гг. до н.э.) утверждал, что все произошло из некоего первоначала -алейрона вечного, безграничного п неопределенного. Сначала из него выделяются противоположности: холодное горячее, в их борьбе и возникает космос. Продолжение
Греческая драма
Древняя Греция родина театра, трагедии, комедии и сатирической драмы. Отцом трагедии считают Эсхила, он ввел второго актера, что помогло развить конфликт и драматизировать действие. Герои страдали или гибли под ударами судьбы, хотя бывали трагедии и со счастливым исходом. Комедии родились из шуточных песен и плясок, исполняемых на Дионисиях. Особенно популярны были политические комедии, высмеивавшие правителей, полководцев и философов. Родоначальником комедии называют Аристофана.
Алкеста
Это трагедия Еврипида со счастливым концом. Аполлон даровал Адмету долголетие с условием, что, когда тому придет время умирать, кто-то другой должен будет сойти в Аид вместо него, а Адмет проживет его жизнь на земле. Его престарелые родители отказались, и лишь молодая жена Алкеста согласилась. Адмет тоскует по умершей супруге, и его друг Геракл, узнав о случившемся, отправляется в Аид вызволять Алкесту и возвращает ее в мир живых.
|