20 июля 1753г, на Сенной площади заложили церковь во имя Успения Божьей Матери. Она была построена на средства купца С.Я.Яковлева и освящена 5 декабря 1765г. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал кто-то из крупных петербургских зодчих (возможно, Б.-Ф.Растрелли). К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом. Позднее храм был расширен пристройкой двух приделов. В 1816-1817гг. вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, сооруженный архитектором Л.Руска, а спустя 20 лет архитектор А.И.Мельников переделал купола. В итоге здание, как и Владимирская церковь, утратило стилистическое единство.
Успенская церковь, более известная под именем Спаса на Сенной (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, также входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. Высокий вызолоченный иконостас церкви считался одним из лучших в столице. Его украшали ценные образа византийского письма. Совершенством художественной чеканки отличался и серебряный престол, весивший более 100 килограммов. В 1920-е годы храм был разграблен и в 1961г. взорван.
Основным планом, внешним видом, пропорциями церковь напоминала стиль Франческо Бартоломео Растрелли, представителя барокко, поэтому авторство Растрелли отмечается многими историками архитектуры, в том числе, нашим современником Ф.П.Павловым (`Храмы Петербурга`).Однако, автором поекта некоторые, например, историк Ю.М.Денисов, называют А.В.Квасова. Вот что писал знаток Петербурга В.Курбатов: `...возможно, начата она по проектам Растрелли, за это говорит великолепная постановка главного купола, но форма куполов придана кем-нибудь другим, и не раз изменена.`
|