Родительское
собрание «Детские капризы»
(младшая группа)
Цель:
Повышение психологической компетенции родителей по
вопросам общения с детьми.
Задачи:
1.
Познакомить родителей с возрастными особенностями
эмоционально-личностного развития детей;
2.
Развивать рефлексию, децентрацию своей родительской
позиции, навыки конструктивного
взаимодействия с детьми;
3.
Оптимизация
детско-родительских отношений.
Ход мероприятия.
1.
Разминка.
Игра
«Электрический ток». Стоя в кругу, участники по очереди через рукопожатие
передают сигнал по кругу, начиная от ведущего. К нему же он должен вернуться с
другой стороны круга. Можно посылать одновременно два сигнала в двух
направлениях, через промежутки времени, от разных ведущих. Задача игроков: не
спутаться и передать сигнал.
2.
Вступление.
Наверное, каждая мама чувствовала себя
хотя бы раз неуютно, когда ее дитятко неожиданно заливалась слезами, поднимало
крик, а то и начинало биться об пол.
Оказывается, в возрасте от года до 3-5
лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой он приобретает новый опыт,
начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в
это время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да»,
существует слово «нет».
У некоторых детей истерики бывают
довольно часто. Как правило, эти дети отличаются целеустремленным характером и
куда более настойчивы в своих желаниях, чем их мягкие и послушные сверстники.
Одни дети быстро раздражаются и так же быстро затихают. Другие истерику
закатывают по всем правилам: топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что
попадется под руку, бросаются на пол. Все дело в темпераменте: у детей с более сильным типом нервной системы –
упрямство, дети со слабой нервной системой чаще капризничают.
Конечно, избежать капризов нельзя, но
можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Странно в 5 лет
видеть ребенка, заливающегося слезами. Верно говорят: легче справиться с 1
капризом, чем победить101.
3.
«Вернисаж детских капризов»
В каких же ситуация капризничают наши дети ?
(Показ инсценировки: «Детские капризы»)
4.
Мини-лекция
«Причины детских капризов»
Итак, почему ребенок капризничает?
Существует несколько вариантов ответа
на этот вопрос, и вы уже верно отметили некоторые из них:
1.
Ребенок капризничает, плачет, если его что-то
беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут
чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают
взрослые.
2.
Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой
способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей
любви. И вот он ходит по пятам и «канючит», и хватает вас за руки, находит
поводы привлечь ваше внимание.
3.
Капризничая, ваш ребенок хочет добиться чего-то очень
желаемого, а именно: покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители
запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
4.
Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и
демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы
постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся», «Перестань смотреть по
сторонам!».
Ребенок
должен чувствовать, что его не только
опекают и окружают заботой, но и дают
ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае
он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет
действовать по вашей указке и останется инфантильным.
5.
Психоэмоциональное напряжение. Может это выражение
конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень
устал за день? Да и ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его
настроение.
5.
Игра - активатор
«Молекулы»
Каждый
участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По
команде: «Атомы объединяются в молекулы по три (два, четыре, пять и т.д.)
участники объединяются в тройки. Кто не смог найти тройку становится ведущим и
дает команду остальным участникам для объединения.
С
последней командой все участники делятся
на две подгруппы.
6.
Командная
игра «Как мы боремся с капризами»
Каждая
группа получает 2-3 карточки с «экстремальными» вопросами для другой команды
(приложение 1). Один участник зачитывает
ситуацию из карточки. Ответ должен быть дан
другой командой через 2 минуты. Затем команды меняются ролями.
В воскресенье
Олег устроил мне безобразнейшую сцену в
магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и
твердит: «Купи мне, купи!» Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня
просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
Нет никакой
возможности увести ребенка с улицы. «Еще, мама, еще!» Каждый раз заканчивается
скандалом.
От дома до садика
два шага, но каждый раз требует, чтобы везли ее на санках. Кричит, плачет. А
дорога вся как каша, десять потов сойдет, пока довезешь, да и сама уже должна
ходить.
Из детского сада
выходит, такое чувство, что повод ищет,
к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается
истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать, ума не приложу?
Одеваемся каждый
раз с капризами. Сначала жду спокойно,
пока набегается по раздевалке, потом не выдерживаю, заставляю одеваться.
Начинает кричать, вырываться: опять
испорчено настроение и у меня, и у дочери.
Увидит
какой-нибудь предмет дома и кричит: «Дай, дай!» А как я дам, если это чашка из
сервиза, расколет еще.
8. Советы психолога.
(Просмотр
видеофильмов)
7.
Мини-лекция
«Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации»
1.
Стимулируйте развитие
взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях,
разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на
руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: « Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а
скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
2.
Учите и учитесь
договариваться, находить компромиссы:
На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять:
Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем
домой. Договорились?
(на уровне глаз
ребенка).
3.
Попробуйте
общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и
своих чувствах, о том, что видели
(по
дороге домой, во время одевания)
4.
Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного,
в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но
и «надо» следует прививать с малых лет.
Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью
для других членов семьи.
Нет
ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:
- чаще всего капризничают дети в семьях, где
между взрослыми нет согласия и единства;
- будьте сами последовательны и строги в своих
требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы:
пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не
шантажируйте его («если ты…, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите,
готовы ли вы спокойно вынести каприз.
5.
Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или
собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в
детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто
последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
6.
Повсеместно стимулируйте и развивайте
самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность,
настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе
чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь
колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком?
Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других
предложений)
Нужно
разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом
незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь
ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами
и т.д.)
8. Прощание.
Литература.
1.
Лютова Е.К. Монина Т.Б. Тренинг
общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.:Речь. – 2003.
2.
Корнеева Е.Н,
Детские капризы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
3.
Праздник
непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться/ Луговская А.,
Шевнина О. – М.: Эксмо, 2006.