Гностическая деятельность
- это проверка и оценка
результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Организаторская деятельность
- это деятельность по обеспечению
условий протекания педагогического процесса.
Проектировочная деятельность
- это определение цели, задач,
содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Педагогический мониторинг
- это диагностика, оценка и
прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его
хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическая технология
- это организация педагогического
процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План
-
заранее
намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок,
последовательность и сроки выполнения работ.
Форма педагогического процесса
- это внешний
вид, устройство педагогического процесса.
Метод
-
это основной
способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение
конкретной задачи педагогического процесса.
Прием
-
это дополнительный способ,
направленный на повышение эффективности метода.
Цель
-это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задача -
конкретное
выражение цели.
Модель
- образец( эталон, стандарт).
Концепция
– совокупность
ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов
деятельности, явлений.
Функциональная грамотность
- умение человека грамотно,
квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой
деятельности.
Функции образовательного процесса
-
образовательная, развивающая, воспитательная.
Инновация
-
новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего-
либо).
Новаторство
- деятельность
по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом
процессе.
Творчество
- оригинальное, высокоэффективное
решение задач педагогического процесса.
Учитель
– лицо,
занимающееся преподаванием какого- нибудь предмета в
школе.
Педагог
– человек,
профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и
воспитательной работой.
Требования к учителю
– деловые качества, свойства
личности, педагогическое мастерство.
Деловые качества
– целеустремленность,
организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе,
последовательность и настойчивость в ней.
Свойства личности
– гражданская позиция, моральная
чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду,
педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям
воспитания.
Педагогическая техника
– форма организации поведения
учителя.
Развитие
– поступательное
движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней
высшими.
Формирование
-
становление личности под
воздействием различных факторов, результат на данный момент.
Социализация
– процесс усвоения
человеком определенной системы знаний ,норм и ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Объект
–
тот, на кого
направлены мысли и действия.
Субъект
– тот, кто познает, мыслит,
действует.
Педагогика
– наука о
воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс .
Искусство
(педагогическое) – высокая степень
педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство
– высокий уровень овладения
педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные
результаты.
Педагогические убеждения
– совокупность
педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как
истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и
готовность действовать в соответствии с ними.
Знания
– понимание и сохранение
в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и
других теоретических обобщений.
Умение
– владение
способами применять усвоенные знания на практике.
Педагогические умения
–
- гностические - умение анализировать содержание и способы
воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих
учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав,
взаимодействие средств и условия достижения цели.
- проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность,
предвидеть ее ход и способы реализации;
- организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело,
координировать свои действия и действия своих учеников;
- коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами
современного литературного языка, точностью, образностью
словоупотребления, эмоциональностью речи;
мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у
них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные
свойства учеников;
контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и
анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение
разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и
систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения ; оценивать
результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного»
и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы
процесса обучения, их причины;
адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины,
формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной
ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины,
частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание
обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Игра
–
свободная
деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на
удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии
напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая
– метод имитации совместной
деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений
проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские,
учебные, производственные.
Мониторинг
– форма
организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление
информации о том или ином объекте.
Планирование
– функция управления, включающая в
себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс
реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.
Психосберегающие технологии
– совокупность приемов,
методов, методик , средств обучения и подходов к образовательному
процессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требования:
-учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера
восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.
-недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной
нагрузки;
-обеспечение морально - психологического климата в коллективе, поддержание
и укрепление психического здоровья детей;
-обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа
– метод обучения, при котором
учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают
учебные задачи, проявляя усилие и активность. ( Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся
- это осуществление познавательной
деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.( Л.
Границкая)
Управление
– целенаправленное взаимодействие
управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного
результата.
Преемственность
– установление необходимой связи и
правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Качество
– совокупность характеристик
объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и
предполагаемые потребности.
Качество образования
– соотношение цели и результата,
как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только
операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития
школьника.
Педагогические диагностики
– количественная оценка и
качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью
специально разработанных научных методов.
Эффективность процесса
– результативность, полученная в
ходе достижения цели.
Действенность процесса
– получение продуктивного
результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом
действии, кроме данного.
Менеджмент
– специфический вид управленческой
деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский).
Адаптивная система обучения
– это комплексная система
управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным
особенностям учащегося.
Присутствие технологии заявляет о себе
:
-целеполаганием,
четкой системой соподчиненных целей;
-заданностью
общего результата;
-прогностичностью,
предсказуемостью результатов;
-вариативностью способов
организации процесса, возможностью выбора способа;
-возможностью индивидуального
процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е.
обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;
-постоянной обратной связью,
имеющей нетравмирующий коррекционный характер;
-целостностью
и завершенностью педагогического процесса.
Обученность
–
уровень овладения ЗУНами,
способами деятельности.
Обучаемость
– группа качеств
личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие,
способность к научению.
Креативность
– способность удивляться и
познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях,
целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию
своего опыта.( Фромм.)
Креативность
– способность, отражающая
глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать
нестандартные решения.
Тест
– задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень
развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний,
умений и навыков.
Рефлексия
–
способность
человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать
собственную деятельность.
Развивающее обучение
– обучение,. в котором развитие
личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а
служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Парадигма
–
исходная
концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Отметка
–
качественное и количественное
выражение по заданной матрице ( шкале) учебной успешности школьников.
Оценка
–
суждение о
качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности
обучающихся.
Концепция
– определенный
способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа
деятельности.
Педагогическая компетентность
– знания и опыт, дающие
возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и
воспитания.
Индивидуальное обучение
– форма организации обучения,
предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения
– такая организация обучения,
которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности
каждого обучаемого.
Адаптация
–
приспособление к
жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой
среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Анализ
– расчленение ( мысленное или
реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще.
Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой
объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические
принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними,
открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Изучить
– научно
исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Обобщить
– сделав вывод, выразить основные
результаты в общем положении.
Распространить
–
сделать доступным, известным для
многих.
Внедрить
–
ввести,
укрепить в чем- нибудь.
Гипотеза
– ( от греческого- основание,
предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной)
связи явлений.
Эксперимент
– ( от лат.- проба, опыт) – метод познания,
при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются
явления общества.
Исследование
– процесс выработки новых
знаний,один из видов познавательной деятельности. Характеризуется
объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Гистограмма
– столбчатая
диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по
какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных
прямоугольников, построенных на одной прямой.
Толерантность
– 1. устойчивость,
невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.
ДРК –
дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с
целью рационализации процессов управления.
Контроль
–
это сравнение того, что есть, с
тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии
с принятым планом, действующими инструкциями и установленными
принципами.
Образовательная среда
–
совокупность специально
организованных условий, процессов и социальных взаимодействий,
оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Обратная связь
–
это передача информации между
взаимодействующими участниками педагогического процесса, это
причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Ранжирование
–
способ оценки какой-либо величины,
когда ее значению приписывается место в последовательности величин,
определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг
–
оценивание и нормирование
информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной
системе.
Маркетинг -
(англ. markeming) – система
мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский
спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.
Культура
-
уровень, степень развития,
достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда,
культура речи…) – степень общественного и умственного развития,
присущая кому-либо.
Методическая культура
–
система идеалов, ценностей, норм,
обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (
идеологический ярус).
Методическая культура –
освоенная учителем система
содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень
развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для
педагогической деятельности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
– это единство методов обучения и
воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
– это внешнее
выражение согласованной деятельности учителя и учащихся ( обучаемого и
обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные
формы обучения классифицируются по различным критериям – количеству
обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ –
это
самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей,
психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная
решать те или иные задачи школы, членов объединения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ-
это форма учительского
сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую
работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
КАФЕДРА –
это профессиональное объединение
педагогов, которое представляет собой творческие сообщества
преподавателей одного или смежных предметов, которые кроме собственной
педагогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему
профилю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА –
это систематическая коллективная и
индивидуальная деятельность учителей по повышению своей
научно-теоретической и методической подготовки и профессионального
мастерства в межкурсовой период. ( В.И. Зверева)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА –
составная часть единой системы
непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их
профессиональной квалификации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА –
это целостная, основанная на
достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений
учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных
на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА –
это деятельность по обучению и
развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а
также созданию собственных методических разработок для обеспечения
образовательного процесса. ( Н.В. Немова).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА –
это особый вид педагогической и
исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей
школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по
управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и
введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
– это повышение квалификации,
которое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях
последовательного расширения и углубления знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Загвязинский
В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001
2.
Конаржевский
Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999
3.
Поташник М.М.
Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002
4.
Стефановская
Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998
5.
Третьяков П.И.
Регион: управление образованием по результатам. – М.; 2001
6.
Шамова Т.И.
Управление образовательным процессом в адаптивной школ. – М.; 2001
7.
Ж. Завуч, 37,
2000 год
|