Участие в конкурсе «Я
познаю мир» как условие для формирования исторической идентичности
Классы начальной школы
ежегодно участвуют в конкуре «Я познаю мир», заявляя разные темы исследований и
ставя разные учебные и воспитательные задачи.
Для участия в конкурсе
мы объединили 1 и 4 класс. Нам было важно создать условия для взаимодействия
детей, учитывая, что навыки и знания сильно отличаются. Из этого сформировалась
главная цель «создание условий для расширения кругозора и формирования
исторической идентичности». Особое значение
формирование исторического сознания приобретает в переломные эпохи,
подобные той, которые переживает наша страна, когда
происходит
переоценка ценностей прошлого, когда, то, что недавно казалось неоспоримым,
ставится под вопрос. В коррекционном классе на первом году обучения сложно
говорить об исторических фактах и событиях, в связи с этим мы выбрали тему для
проекта исходя из возможностей и особенностей наших детей. А также, чтобы она
подходила под условия конкурса.
В год экологии в
России, ребята изучали куда и как можно утилизировать «Живые» ёлки. 2022 был
объявлен годом народного искусства и культурного наследия. Темой нашего исследования
стала рукавичка, на первый взгляд незамысловатый предмет гардероба.
Работа проходила в 4
этапа:
1.
Подготовительный
этап
2.
Работа
над содержательной частью проекта
3.
Представление проекта
4.
Заключительный этап
Подготовительный этап
На первом этапе учителями начальной школы были
проведены беседы и классные часы «Народный костюм», «Что нас согревает зимой?»
чтобы помочь выбрать наиболее близкую и понятную обучающимся тему.
Работа над
содержательной частью проекта
Здесь мы помогали обучающимся в оформлении найденной
информации, консультирование, проведение бесед с участниками проекта.
Ребята же более
углубленно изучали вопрос, нам удалось создать условия для формирования
самодисциплины и поиска нестандартных решений вопросов возникающих по ходу
работы над созданием мультипликационного ролика
Представление проекта
Участники
готовились к выступлению, редактировали и упорядочивали найденный материал.
Заключительный этап
Учителя провели беседы,
опросы с участникам проекта о том, что они узнали, что вызвало трудности в
подготовке проекта, что понравилось больше всего. Подвели итоги.
Полученный результат
оправдал ожидания. Обучающиеся с интересом искали информацию, обрабатывали её и обсуждали друг с другом. Положительное влияние на
формирование коммуникативного универсального учебного действия оказала работа в
группе детей разного возраста. (1 и 4 класс).
Работа
над проектом помогла создать благоприятные условия для формирования
универсального учебного действия планирования, тк работа над проектом требовала
выполнения пошаговых инструкций: сбор информации, обработка, обсуждение,
оформление информации, создание мультипликационного ролика (чтение
произведения, лепка, фотографирование, монтаж).
Ребята
стали замечать прекрасное в самых обыденных вещах.
Историческое сознание школьников,
формируется под воздействием многих факторов. Основными
источниками исторической информации для детей являются сведения, полученные из
уст учителей и учебной литературы. Благодаря участию в конкурсе «Я познаю мир»,
обучающиеся вышли за эти рамки, они искали информацию самостоятельно в сети
Интернет.
Важно было не только научить ребят искать
информацию, анализировать и структурировать, а создать условия для формирования
учебно-информационных умений (работа с текстом, с доп. источниками, работа с
видео и аудиоматериалами).
Конечно при условии
разового участия в конкурсе и точечного обращения к народному искусству и
культурному наследию, мы не можем сформировать историческую
сознательность. Поэтому на ежедневной
основе мы создаём условия для её формирования в воспитательной и учебной
деятельности.